Food Art в формате современного искусства

еда в формате современного искусства

Не так давно всемирно известный арт-провокатор итальянец Маурицио Каттелан представил на суд публики инсталляцию в виде банана, приклеенного к стене куском серебристо-серого скотча. «Произведение» было продано за 120 тысяч долларов и вызвало большой резонанс. Некоторые критики усмотрели в арт-объекте символический крест, поставленный на подгнившем современном искусстве. Другие же сочли его новым «черным квадратом» Малевича. Но не насмехался ли автор над современным «фуд-артом«, использовав перезрелый банан для своей концептуальной работы, названной им  «Comedian«?

Многие века еда и продукты питания вдохновляли живописцев на создание великолепных натюрмортов. Современные художники, работающие в стиле «фуд-арт», тоже используют еду в качестве выразительного средства. Но распознать в их работах родовые черты натюрморта практически не возможно из-за нескольких «генных модификаций», которые он претерпел за последнее столетие. Эксперименты были начаты представителями таких художественных течений конца XIX — начала XX века, как нью-реализм, поп-арт и еat-аrt. Их новаторство стало архимедовым рычагом, который сдвинул традиционный жанр «натюрморта» с незыблемого постамента.

Натюрморт, да не тот.

Зачинщиками «переворота» стали «впечатлительные» художники-импрессионисты. (За точку отсчета шкалы изменений можно принять изящные натюрморты Ренуара). Дальнейшие эксперименты с натюрмортом продолжили Сезанн, Гоген, Анри Матисс и некоторые другие приверженцы «постимпрессионизма». Они отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты). Взамен они стремились показать элементы и сущностные состояния жизни, прибегая при этом к декоративной стилизации.

Наиболее радикальный слом эстетической традиции натюрморта был предпринят фовистами и экспрессионистами, а также молодым Пабло Пикассо, проводившим смелые опыты по обобщению форм.

Поп-арт, как предтеча фуд-арта

Реакцией на серьезность и беспредметность абстрактного экспрессионизма в живописи стало появление американского поп-арта. Новое поколение художников делало ставку на изображения объектов массового потребления, привнося в свои работы некоторую иронию, приправленную внушительной порцией китча.  При этом, каждый из авторов находил свой стиль и метод. К примеру, если американский художник Уэйн Тибо  изображал на своих полотнах красочные торты и пирожные в точности, как они выглядели в витринах кондитерских, то скульптор шведского происхождения Клас Ольденбург вывел их за рамки холста, выставив на реальную витрину. В 1961 году он создал макет уличного «продуктового Магазина», где продавал гипсовые копии ширпотреба, в том числе, соблазнительные на вид десерты и кондитерские изделия. Выложенные на настоящих обеденных блюдах, его творения стали предтечей возникшего в наше время «фуд-арта на тарелках». (Подобным приемом автор создавал напряжение между воображением, вызывающем «съедобные» образы сладостей, и их очевидным искусственным происхождением).

Клас Ольденбург в своем Магазине, 1961

В работах большинства классиков поп-арта просматривалась дюшановская идея «ready made». Но Ольденбург модифицировал ее, многократно «умножая» и видоизменяя «готовый предмет» (ready made) до невероятных размеров. Гипертрофированные размеры придавали образам популярной еды своеобразный символизм и пародийное величие. (В наше время его «Гамбургеры – гиганты» выродились в миниатюрную еду из полимерной глины).

Новый реализм

Daniel-Spoerri-Kichkas-Breakfast-I-Assemblage-1960В тот же период в Париже образовалось творческое сообщество «Новый реализм». Художники, состоявшие в нем, отреклись от традиционной станковой живописи и выступали за использование реальных предметов при создании произведений. Своей задачей они ставили «новое приближение к восприятию реальности». С поп-артом и нео-дадаизмом их объединяло использование продуктов массового потребления, которое можно видеть в инсталляциях и коллажах ключевых фигур этого направления – Роберта Раушенберга, Джаспера Джонса, Тома Вессельмана, Мела Рамоса и др.

Самым активным участником всех выставок и акций «ново-реалистов» был швейцарский художник Даниэль Спёрри (Daniel Spoerri). Он же стал основателем художественного течения «Eat Art», которое провозгласило еду материалом для художественных экспериментов. Изначально Сперри прославился своими «настенными» ассамбляжами в виде вертикально подвешенных столов, с наклеенными на них «артефактами» обеда.

Особенности современного натюрморта

Food-art с фаст-фудом_стилизованные фотографии Ребекки Рюттен

Современное поколение художников продолжило эксперименты предшественников, но уже используя арсенал достижений технического прогресса. Их натюрморты стали продуктом синтеза современных технологий, разных жанров искусства и комбинаций материалов. Например, немецкий фуд-стилист Дитлинд Волф «изготавливает» свои декоративные натюрморты из продуктов питания, цветов и предметов быта, используя в качестве вспомогательных материалов фарфор, бумагу, металл и текстиль. С помощью цифровых технологий созданы сюрреалистические натюрморты швейцарского художника Тилла Рабуса, уникальные фото-натюрморты Шарля Ру, продуктовые композиции Сэма Каплана, а также цифровые натюрморты Кевина Беста, которые в точности передают дух и стиль картин старых голландских мастеров…

 Современное искусство XXI века: «Продается, продается, продано…»

Маурицио Кателлан с золотым унитазомИнсталляция «Comedian» стала успешным флешбэком Маурицио Каттелана после 5-летнего отсутствия на арене современного искусства. (В ближайших планах художника несколько персональных выставок по всему миру и большая ретроспектива работ, которая будет проходить с июля по февраль 2022 года в миланском центре современного искусства Pirelli HangarBicocca).

Почему, при таком  уровне технического «вооружения» фуд-арта, автор использует «первобытные артефакты» — стену, банан и скотч —  не возьмется определять ни один из критиков искусства. Ведь, когда речь идет о работах этого циника и саркастичного шутника, любая уверенность может легко подскользнутся на кожуре банана. Что, например, подразумевал Маурицио своей провокационной инсталляцией «Америка» в виде функционирующего унитаза из 18-каратного золота, который он установил в туалете музея Гуггенхайма? (Очень похоже на ироничную интерпретацию перевернутого писсуара Дюшана «Фонтан»). Или, когда он шокировал публику полнометражной скульптурой Папы Римского, которая лежит придавленная метеоритом? Кстати, эту скандальную  композицию продали за $800 тысяч! (Ее можно видеть в заставке популярного сериала «Молодой папа»).

провокационные инсталляции Маурицио Кателлана-

С самого начала деятельности, художник сознательно провоцировал скандалы своими декларациями и поступками. К примеру, в 1991 году  он подал заявление в полицию о краже его работы, предназначенной для выставки в Милане. (На самом деле никакой работы не было). Получив официальный протокол о похищении, Каттелан оформил его в рамку и выставил в галерее, как произведение искусства. (Впоследствии даже умудрился его продать!). А в 1996 году сам украл экспонаты из соседней галереи и выставил их в Амстердамском арт-центре под своим именем. Полиция разобралась и вернула их владельцу, но сам прецедент стал «произведением» и получил название «Очередной проклятый «ready made».

Зная это, «Comedian» не кажется примером «предметного искусства» поп-арта, не смотря на использование банана и скотча. Это больше похоже на «вывернутый наизнанку» творческий манифест супрематиста Малевича, его картину «Черный квадрат». Но он обозначал конец традиционного предметного мышления художника и пророчил начало эры «чистого творчества в искусстве», а подобный идеализм Каттелану не присущ.

«Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор».

Продать за 120 тысяч обычный банан, который тут же съедают, похоже на издевку над коммерциализацией искусства. Такую же, которую года три назад продемонстрировал анонимный художник стрит-арта Бэнкси. После того, как его работа «Девочка с воздушным шаром» была продана на аукционе Sotheby’s больше чем за 1 млн фунтов, на глазах ошеломленной публики она вдруг «самоуничтожилась» спрятанным в раме шредером для бумаги. Бенкси саркастически прокомментировал фото этого момента словами, которые обычно произносит во время торгов аукционист: «Going, going, gone…» (Продается, продается, продано…).

banksy-street-art-graffiti

Приведенные факты свидетельствуют о том, что современным искусством, которое создается и продается в наши дни, может быть все, что угодно в буквальном смысле слова. Любой странный арт-объект. Но судя по забвению дадаизма, ново-реализма и прочих авангардных художественных течений, таким же непреложным фактом остается и то, что любая форма когда-то «современного искусства» с течением времени становится достоянием культурной истории. Не зря в качестве синонима «contemporary art» используют определение «актуальное искусство». Остается только дожидаться нового витка культурного развития общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

16 − двенадцать =

25552961
Вверх