Под современным термином «фуд-арт» скрывается давнее искусство составления художественных композиций, частично или полностью состоящих из продуктов питания. Как жанр, фуд-арт зародился в недрах японской культуры, где изящная эстетика и символизм были присущи буквально всему: поэзии, письму, компоновке цветочной икебаны, и даже процессу раскладки продуктов на тарелке. Но в итоге, японская Годзилла проиграла схватку американскому Кинг-Конгу. В первую очередь, это произошло, благодаря распространению через глобальные интернет-сети «поп-культуры» начала 19-го века.
Предпосылки к возникновению эстетики «интеллектуального фуд-арта» проявлялись еще в эпоху Возрождения. Уже тогда, итальянский художник-маньерист Джузеппе Арчимбольдо создавал портреты знатных особ в виде причудливой «мозаики» из овощей и фруктов. Спустя 400 лет, в искусстве фуд-арта безраздельно доминирует зрелищность художественного образа, неординарность средств выражения и, обязательный атрибут современности — количество follower-ов, подписанных на авторские аккаунты в соц.сетях.
Это повлияло и на «целомудренную» островную культуру Японии. Даже те авторы «японского фуд-арта», которые придерживаются национальных традиций, вынуждены адаптироваться к реалиям времени. К примеру, дизайн традиционных «коробочных» завтраков «бенто» стал более зрелищным. Как и леденцы на палочках (классические японские сладости), которым молодой японский кондитер Shinri Tezuka вручную придает вид невероятно натуралистичных животных.
С помощью соц.сетей популяризируют традиции своих предков и другие их соотечественники. Примеры тому, — «поэтические блюда» от шеф-повара Йошиаки Таказава (по его мнению, они гармонируют со стихами классической японской поэзии «хокку» и «танка«), или образцы виртуозной, похожей на художественное панно, рыбной нарезки «сашими», что выкладывает у себя в Instagram японский повар под ником mikyou00.
Но подобный «классический фуд-арт» уже становится раритетом. Сетевое творчество основанное на искусстве pop-artа — вот что стало фольклором ХХ-го века. Его «открытый код» постоянно дополняют художники-авангардисты из разных стран, в том числе, и авторы японского поп-арта, которые выделяются своим авангардным техно-стилем.
Работы графического дизайнера Шусаку Такаока (Shusaku Takaoka) явно демонстрируют, что он является поклонником т.н. ассамбляжей, которые создавал классик американского поп-арта Том Вессельман в 60-х годах прошлого столетия.
Для этого достаточно сравнить их с цифровыми коллажами Такаоки.
Естественно, что основой для ироничных и слегка сюрреалистических работ Такаоки служат современные фетиши нашего общества, в том числе, культовые произведения и их персонажи. Но при этом, продукты питания и предметы обихода — постоянные элементы его цифровых «мешапов» (гибриды фильмов и живописи).
Поколение Web 2.0. вряд ли знает, что первыми это начали делать патриархи американского поп-арта. И уже вслед за ними, современные фуд-арт художники облюбовали кухонную утварь в качестве материала для своего искусства. Появилась даже такая его разновидность, как Plart. Это сокращение от англ. «plate art», что дословно означает — «искусство на тарелке». Из подобных сетевых «экспонатов» можно создать виртуальный музей, ведь их созданием увлечено невероятное количество художников из разных стран. Ниже, приводим примеры самых популярных мастеров современного фуд-арта, работающих в этом жанре.
Живопись на столовых тарелках
Реалистичные портреты из пасты, соуса и картошки-фри создает на тарелках 20-летний филиппинский художник Андре Мангуба. Свою нишу в фуд-арте паренек нашел, когда проходил стажировку в компании, продававшей лапшу. Необычные портреты поп-звезд музыки и кино принесли Андре большую популярность в сети — у его странички в Instagram около четверти миллиона подписчиков.
Йолита Вайткуте (Jolita Vaitkute) — его ровесница и коллега из Литвы. В декабре прошлого года девушка представила свой оригинальный арт-проект в стиле #foodporn. Но начался ее путь в фуд-арт с продуктовых картин на тарелках. В основном, это тоже были портреты знаменитостей. Так, например, она изобразила портрет бывшего президента Литовской Республики — Далю Грибаускайте
и литовского политика, экс-премьер-министра Альгирдаса Буткявичуса.
*****
Американский иллюстратор и фуд-стилист Анна Кевилл Джойс с помощью разнообразных продуктов питания умеет изображать на тарелках не только известный образ, но и настроение. Например, сахарная пудра на ее «продуктовых пейзажах» передает туман мистической Праги, желатин — течение Дуная, а текстура из овощей и фруктов — бескрайнее небо Варшавы…
*****
Француженка Жаклин Пуарье (Jacqueline Poirier) тоже является представительницей искусства Plart. Жаклин — художник-самоучка, в прошлом работала официанткой, так что еда на ее тарелках выглядит очень правдоподобно. В реалистичности изображения упаковок она соперничает с француженкой Виви Мак (Vivi Mac), которая использует в качестве художественных материалов жидкие и сыпучие продукты. (Ее работы в Фейсбук)
*****
Канадская фуд-художница Лорен Пурнель уместила на тарелках коллекцию флоры, в виде скульптурной живописи — анималистичные животные и растения сделаны ею из обрезков овощей, фруктов, цитрусовых, и пр. продуктов питания.
*****
Уроженка Малайзии Хонг Йи (Hong Yi) – в Instagram ака Red — тоже использует белые тарелки в качестве холста для своих картин из продуктов. Оригинальные пейзажи и различные сценки (в том числе копии граффити уличного художника Бенкси) фуд-художница создает из прошутто, овощей, фруктов и соусов.
*****
Тем же прославился в сети и американец Харлей Лангберг. Из кусочков фруктов, овощей, зелени, сыра и даже печенья Oreo, он создает реплики картин знаменитых живописцев и уличных рисунков-граффити Бенкси. Прежде, чем заняться фуд-артом, он изучал экономику. Художественного образования у него нет. Но по его продуктовым репликам на тарелках легко узнать оригиналы картин. (Примеры визуального сравнения в статье о его творчестве)
*****
Хобби московского стилиста Ксении Березовской предсказуемо связано с модой. Но мало кто ожидал, что им станет «модный фуд-арт«. Девушка создала на тарелках целую портретную галерею ее кумиров — Карла Лагерфельда, Коко Шанель, Джона Гальяно, и др. именитых стилистов. Впрочем, поклонников ее творчества привлекает не только узнаваемость имен, а и то, как изящно «десертные портреты” передают черты их лиц, с помощью ягод, шоколада. ( звезд киноэкрана можно посмотреть здесь).
*****
Молодой украинский художник Павел Бондар умеет писать портреты традиционным способом. Но известен он стал после осуществления своего фуд-арт проекта «Вкусные лица«. Создавая портреты, вместо красок он использовал вино, кофе, шоколад, рис, красную икру, и другие продукты питания. Персональные выставки автора прошли в некоторых европейских странах, его творчеством заинтересовалась американская пресса. (Возможно после того, как Павел сделал большой портрет Трампа из веточек свежего укропа )). (Подробнее о днепровском авторе фуд-портретов).
Как видим, современное искусство фуд-арта привлекает сотни художников из разных стран мира. Важнейшая причина этого — возможность «мыслить формами через своеобразное смешивание всего со всем». Так, в свое время, определял движение «постмодерна» французский философ-культуролог Жан Бодрийяр. Жанр современного фуд-арта идеально вписался в эпоху постмодерна. Он имитирует классическую живопись, что исключает пафос. Он иронизирует над окружающим миром и над самим собой, чем спасает себя от пошлости (и заодно оправдывая свою вторичность). Поэтому фуд-арт пишет портреты поп-икон на столовых тарелках. И, как вы понимаете, — это лишь одно из многих направлений современного фуд-арта.