Большим сюрпризом для киноманов оказалось появление в мировом прокате художественного фильма «Тост» (Toast, 2010). Его режиссером неожиданно оказалась никто иная, как С. Дж. Кларксон, известная тем, что с 1985 года успешно трудится на поприще таких исконно «мужских» жанров, как триллер и криминальная драма.
В фильмографии Кларксон около 20-ти картин, из которых все, кроме этого фильма – сериалы. И пусть вас не обманывает ее внешность тихони-библиотекарши. На большинство этих сериалов американской киноакадемией наложена анафема рейтинга «R», который присваивается фильмам, злоупотребляющим нецензурщиной, жестокими сценами насилия, секса и применением наркотиков. Так что оснований для удивления хватало, когда выяснилось, что этот ее фильм относится к нише артхауса.
Сюжет фильма «Тост» не замысловат. Девятилетний мальчик с болью и горечью наблюдает, как после смерти матери, ее место в доме занимает рыжая фурия. Вспыльчивого вдовца, который при жене-неумейке питался исключительно всухомятку, она приручила вкусной домашней готовкой (привет сентенции о том, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок»).
В борьбе за любовь отца, школяр решил обучиться всяческим кулинарным премудростям, с целью победить мачеху на дуэли, где вместо оружия будут избраны рецепты лимонной меренги (рецепт торта в конце статьи).
И пусть не с первого раза он одержал победу, но «не было счастья да несчастье помогло»: с возрастом, его мастерство и талант заслуженно оценили и он был принят кулинаром в престижный ресторан. Хэппи энд.
В принципе, для рубрики «Еда и кино», простота сюжета не играет особого значения. Главное, что в фильме присутствует много «вкусных» сцен, когда персонажи соревнуются в кулинарном творчестве; создано много кулинарных оптических иллюзий, вызывающих у зрителя аппетит. А впечатление реально такое, будто чарующие ароматы из духовки проникают к вам прямо через экран. Этому сказочному гиперреализму, порой вынуждающему протыкать носом нарисованный очаг, имеется довольно прагматичное объяснение.
Для съемок продуктовых полок или пышных застолий кинопромышленностью давно созданы гигантские склады кино-реквизита. Так называемые проп-хаусы, где хранятся тонны искусственной снеди, внешне неотличимой от настоящей. Ее-то и арендуют киностудии мира. А для работы с продуктами «вживую», — на съемки приглашают известных мастеров фуд-стилистов и кулинаров.
Приглашенной Katherine Tidy, ранее работавшей над реквизитом фильмов «Четыре свадьбы и одни похороны», «Пираты Карибского моря» и «Госфорд-Парк» было поставлено сложное задание: зритель должен был увидеть все блюда глазами юного Найджела, ребенка с обостренным — как у Парфюмера нюхом- чувством еды. Соответственно, блюда должны быть чуть утрированными, зрелищно-яркими, притягательными и, в то же время, обязаны выглядеть на экране естественными.
Ей довелось десятки раз экспериментировать, выпекая лимонные пироги-меренги для фильма. Увеличивать их размеры по требованию оператора, добавлять и смешивать красители, искуственно завышать плотность теста и взбитого крема, что бы тот часами не плавился от света софитов… Готовить пироги приходилось под каждые съемки, а то и пару раз в день… Вот почему так впечатляют экранные арт-блюда. И, кстати, не только зрителей. Например, 11-тилетний Оскар Кеннеди, игравший в фильме маленького Найджела, впервые увидев на съемочной площадке бутафорную меренгу, от души воскликнул: «О, мой Бог! Фантастика! Я могу съесть его? Я могу хоть попробовать его?». Для угощения актеров пришлось специально испечь «съедобный» торт-меренгу, восьми дюймов в высоту и семи дюймов в ширину.
Бесспорным украшением фильма, вишенкой на праздничном десерте оказалась актриса Хелен Бонем Картер (Helen Bonham Carter). Сочетание вульгарности, эксцентричности и неотразимого, — как густонадушенное декольте,- шарма её персонажа действует на зрителя безотказно. Словно павлин в курятнике, она затмила своей игрой прочих экранных собратьев.
Не удивительно, что она смогла так приворожить певца загробного мира Тима Бартона, — с которым жила в гражданском браке, — что он до сих пор отдает ей роли почти в каждом своем фильме.
Для рубрики «Culinary Cinema» немаловажно, что фильм снят по по автобиографической книге известного британского кулинара Найджела Слейтера. (Кстати, в финале фильма именно он исполняет камео су-шефа ресторана «Савой», куда приходит устраиваться на работу его юное альтер-эго).
Найджел Слейтер, телеведущий нескольких кулинарных шоу и автор кулинарных бестселлеров. Им написано с десяток книг, в том числе восемь поваренных книг, одна автобиографическая и сборник коротких эссе. Он является многократным лауреатом премий в литературной области. Его высоко ценят соотечественники. Автобиографическую книгу, по котрой и был поставлен фильм «Тост», продали полумиллионным тиражом . А воскресная «Sunday Times» с тетчеровской прямотой заявляет: «Найджел Слейтер — это национальное достояние«.
Сам же скромняга Нейджел пишет во вступлении одной из своих книг:«Я искренне убежден, что любой человек может приготовить для себя что-то вкусное. Для этого достаточно аппетита, нескольких кастрюль и сковородок. Не требуется ни какого опыта, чтобы разогреть сливочное масло и добавить раздавленный зубчик чеснока в неглубокую кастрюлю вместе с куском курицы. Дождаться пока ее кожа покроется золотистой корочкой, затем выдавить половину лимона и подавать на стол с зеленым салатом…».
И хотя тут он слегка кокетничает, но «The Guardian» справедливо отмечал по поводу его стиля:
Его рецепты элегантны, но вместе с тем рассчитаны на приготовление «вручную», в обычных домашних условиях и используются для повседневного приготовления. Что-то вроде приготовления ежеутренних хрустящих тостов… Обыденно? Скушно? Но неисповедимы пути детской памяти. И мальчик Найджел трогательно признается миру: «Невозможно не любить того, кто сделал тебе тост…».
«Если ты хочешь испечь лимонную меренгу, солнышко, у тебя должен быть собственный рецепт!» (цитата из фильма «Тост»).
Рецепт лимонной меренги от Katherine Tidy
ИНГРЕДИЕНТЫ:
Песочное тесто:
- 170г муки, щепотка соли
- 100г сливочного масла
- 1 яичный желток
- Очень холодная вода
Лимонный курд:
- 1/3 стакана кукурузного крахмала
- 1 стакан сахара
- щепотка соли
- 1 1/2 чашки воды
- цедра 1 лимона и 1/2 стакана лимонного сока
Меренга:
- 4 яичных белка
- 220г сахара
Из приведенных ингредиентов приготовьте песочное тесто. Отправьте в холодильник на 30 мин. Раскатайте толщиной 2-3мм и выложите в форму. Наколите вилкой по всей площади. Выпекайте в духовке при температуре 190 градусов до золотистого цвета.
Смешайте воду, сахар, соль лимонный сок и цедру в кастрюле и постепенно доведите до кипения. Разотрите желтки с кукурузным крахмалом и добавьте в смесь. Постоянно помешивайте на медленном огне, пока курд не загустеет.
Взбейте белки в крутую пену, постепенно добавляя сахар.
Соедините пирог – в готовую форму выложите курд, а сверху украсьте меренгами. Можно выложить их одним слоем или с помощью кондитерского мешка в виде декоративных завитков. Поставьте пирог в разогретую духовку на 5 мин., чтобы меренги слегка подрумянились.