Уникальный кинопроект создал лондонский режиссер Гас Филгейт. Три короткометражных мини-фильма, которые он объединил в серию «Тайная вечеря», представляют собой воссоздание предсмертных блюд, приготовленных для трех знаменитых личностей – Юлия Цезаря, Наполеона Бонапарта и Джими Хендрикса. Видеоролики сняты с таким высочайшим изобразительным мастерством, что каждый кадр из них можно отнести к стилю фуд-порно. Кроме того, видеоряд и саундтрек подобраны автором так, что кажется, передают характер каждой персоны и подчеркивают драматизм ситуации.
Вдохновленный серией фотографий Генри Харгривза, на которых новозеландский фотохудожник изобразил последнюю трапезу приговоренных к смерти заключенных, режиссер Гас Филгейт (Gus Filgate) решил создать собственную версию предсмертных блюд для таких знаковых в истории фигур, как император Наполеон Бонапарт, полководец Гай Юлий Цезарь и легенда рок-музыки Джими Хендрикс (Jimi Hendrix). Но вместо фотоаппарата он использовал кинокамеру.
Как известно, последней едой Джими Хендрикса был бутерброд с тунцом, приготовленный его подругой незадолго до смерти музыканта. Филгейт посчитал, что такой “Последний ужин” (Last Supper) соответствует стилю фанк-рока, пионером которого был гитарист-виртуоз: простота формы, но со сложной начинкой.
.
Изящная деталировка видеоролика, представляющего последнее блюдо политика и полководца Гая Юлия Цезаря просто захватывает дух. Видеоряд кажется величественной церемонией, а цветопередача как бы отражает тревожный драматизм непредвиденного и насильственного убийства римского генерала. Автор приглашает зрителя присоединится к нему и отправиться в эмоциональное и «таинственное foodtastic приключение»…
.
Предсмертное блюдо императора Наполеона Бонапарта автор захотел представить как нечто нечистоплотное и неряшливое.
Наполеон был грубым воякой, революционером и эгоистом. Мне хотелось изобразить его последнюю еду как нечто грязное; грязь среди кружев и оборок того времени, последний прием пищи солдатом, который больше не озабочен пышностью и болтовней политической жизни» — говорит режиссер.
Последней трапезой изгнанного французского лидера, умирающего в возрасте 51 года на продуваемом всеми ветрам острове Святой Елены, был плотный и не совсем французский завтрак: бекон, отбивные, обжаренные почки в шерри, тост с глазуньей, жареными помидорами и чесноком.
В зрительной композиции автора усматривается явный намек на брутальность характера французского правления 19-го века: смалец шипит на раскаленной сковороде; почки захлебываются молоком; разрезанный помидор извергает багровые внутренности, словно кишки…
Последняя еда Наполеона выглядит полусырой и по-военному грубой.
Предполагаем, что Гас Филгейт (Gus Filgate) не остановиться на достигнутом и продолжит составлять свое кино-меню последней вечери знаменитостей. Подходящим материалом для этого может стать книга шеф-повара Эндрю Колдуэлла под красноречивым названием «Их последние ужины: Легендарные исторические личности и их предсмертные блюда»«. Книга представляет собой смесь истории и кулинарного исследования, в котором описывается последний прием пищи знаменитых людей, от Александра Великого до Адольфа Гитлера.
Будучи опытным поваром, 56-летний Колдуэлл поместил в свою книгу рецепты блюд так называемого Последнего ужина (или Тайной вечери) некоторых исторических знаменитостей, чтобы читатели при желании могли воссоздать блюда в домашних условиях ради интереса или для организации тематических ужинов.
Сама история бестселлера Колдуэлла тоже занимательна. Он говорит, что без результата обращался в сотню издательств и агентств с рукописью своей книги. После чего взял и сам напечатал на принтере первую книгу, сам отредактировал и нарисовал обложку. Продавал самиздатовские книги на улицах, разложив их прямо на капоте машины. И — упс! — довольно скоро продажи достигли тысячу книг в неделю… Скорее всего, читателей привлекали педантичные исторические исследования, сделанные автором и воплощенные в адаптированные кулинарные рецепты. (Ведь некоторые из них очень древние — например, предсмертное блюдо Тутанхамона). Но, как говорит автор, если вы поедите в музей Каира, там вы отыщите нужный материал в его гробнице. Это были фаршированные гуси, жаркое из ноги ягненка, бок говядины, красное вино с его именем на сосуде.
Колдуэлл шутит, что римские императоры были такие же, как сегодняшние американцы . Все, что происходит — обязательно где-нибудь фиксируется, записывается и становится достоянием публики. Классический пример: через три месяца после того, как Майкл Джексон умер, от женщины, которая присматривала за ним появилась информация, что последние сутки перед смертью, на завтрак Джексон ел мюсли и миндальное молоко, шпинат салат и курицу-гриль на обед, и вегетарианское чили и тофу на ужин. Так что еда, как шило — ее не утаишь. Вопросы возникают разве что в таких случаях, как с Александром Великим или Клеопатрой. И вообще с теми, кто любил организовывал огромные пышные банкеты. Тут никто не знает наверняка кто что ел.
Автор признается, что критерием отбора персонажей для книги была исключительно популярность личности. Нельзя, например, обойти вниманием таких знаменитостей , как Элвис Пресли, принцесса Диана, Мэрилин Монро и т.п. Ведь смерть Майкла Джексона почти такое же сверх-событие, как убийство Юлия Цезаря в Сенате 2000 лет назад. В работе у Колдуэла находятся еще два тома «историй последней еды», которые будут включать в себя хорошо известные фигуры — Джона Леннона, Джеймса Дина, Дэви Крокетта, Джима Моррисона, Амелии Эрхарт и пр. Так что Гасу Филгейту представляется возможность пополнить свою серию мини-шедевров «Тайная вечеря».