Фуд-порно уже стало общепринятым названием особой манеры фотосъемки блюд и продуктов. Положенная в основу идея, что еда — это не только вкусно, но ещё и красиво, появилась в 60-тых годах, а последующий бум на фуд-фотографию породил целый жанр, который и получил наименование «Food Porn». Следует сказать, что эстетически к этому жанру можно отнести не только подобные фотоработы, но и многие произведения живописи, литературы и кинематографа. Хотя, в отличие от фотоискусства, где броский стиль зачастую используется с целью рекламы, «смежники» создавали свои произведения ради «красоты идеи». В целом же, «оппоненты» только обогащали субкультуру этого жанра.
Фотографы, работающие в 60-тых над серией фотографий «Великолепные обеды» для журнала «LIFE» , не ведали, что гиперреалистически усиливая визуализацию пищи, они создают тренд на многие десятилетия вперед, который охарактеризуется термином «фуд порно».
Одним из самых талантливых фотографов, работавших над «Великолепными обедами», был Джон Доминис. Его отец владел рестораном в Лос-Анджелесе и работал там шеф-поваром. Благодаря ему сын-фотограф полюбил готовить и увидел, как аппетитно может выглядеть еда. А главное, что он сумел передать эту аппетитность с помощью фотоаппарата.
Доминис во многом изменил манеру съемки еды, наметив путь к стилю фуд-порно. Вместо популярной (на то время) манеры украшать еду цветами и свечами он решился снимать ее крупные планы, сделав еду настолько привлекательной, что глядя на изображение продуктов, их хотелось съесть. Некоторые его фотоработы предвосхитили «анатомический» стиль фотографий из кулинарного бестселлера ХХI века «Модернистская кухня», объединившего поварское искусство с техническими инновациями. Сравните сами: слева фотография 1964 года из серии «Великолепные обеды» журнала LIFE, а справа — фото 2011 года из шеститомной поваренной книги Натана Мирволда.
В 2010-ом году крупнейшая в США рекламная компания JWT внесла фуд-фотографию и её детище – фуд-порнографию – в список основных трендов последних лет.
Если же обратиться к истории, выяснится, что жанр фуд-порно далеко не нов. Его основы задекларированы в постулатах «Кулинарного манифеста» итальянского футуриста Филиппо Томмазо Маринетти, который он издал в 1930-ом году. В нем призывалось к максимальной декоративности блюд, а также приветствовалось четкое отделение кулинарных фантазий от пищевых нужд. Через два года Маринетти в своей «Поваренной книге футуриста» опубликовал рецепты, кажущиеся сейчас остроумными пародиями на современное фуд-порно. Например, рецепт «Итальянские груди под солнцем» представлял собой две полусферы из миндальной пасты, украшенные ягодками и слегка присыпанные черным перцем, а «Возбужденная свинина» — палку салями, установленную вертикально на тарелку с эспрессо и одеколоном.
Подобные образы, как и фуд-порно в целом, основаны на основных человеческих инстинктах — потребности в еде и сексе, являющихся частью нашей природы. При этом, они тесно взаимосвязаны на уровне подсознания. Зачастую, люди не задумываясь, говорят: «Я сыта любовью!» или «Я его не перевариваю!». Так же известно, что аппетит приходит не только во время еды, но и в моменты повышенной чувственности. Не потому ли едят в кинотеатрах и перед экранами телевизоров? Или посещают стриптиз-бары, объединяющие эти инстинкты?
В наше время красочные образы блюд все более отдаляются от вкусовых ощущений и переходят в мир абстрактных фантазий, подозрительно похожих на сексуальные. В журналах и кулинарных блогах сэндвичи, салаты и десерты приобретают эротический оттенок, а современные кумиры научились удачно совмещать кулинарные таланты с мастерством пиара и презентации «себя любимого».
Популярное телешоу английского ресторатора Джейми Оливера называется «Голый повар», исходя из того, что он, якобы, ничего не скрывает от зрителей и в оригинальной форме демонстрирует всё своё кулинарное мастерство. Но, кроме демонстрации готовых блюд, Оливер, как и его всемирно знаменитый «коллега по цеху» шотландец Гордон Рамзи, не менее привлекают внимание зрителей харизмой и сексуальностью. По крайней мере, так считают миллионы их телевизионных поклонниц.
Очевидно, фуд-порно стало эволюционным звеном, объединившим сексуальность, вуайери́зм (от фр. voir — видеть) и еду.
Еще более заметно смещение жанра фуд-порно в сторону сексуальности на фоне представительниц «прекрасной половины» кулинарого мира. Нагляднее всего можно судить об этом по телевизионным кулинарным шоу.
Родоначальницами фуд-порно на телевидении считаются: хозяйка шоу «Французский шеф» Джулия Чайлд, написавшая в свое время канонический бестселлер «Овладение искусством французской кулинарии» (почти без картинок!) и Фанни Крэддок – колоритная ведущая, которая с середины 1950-х годов по 1976 год была королевой британской кухни.
Обе ведущие отличались асексуальной внешностью, грубоватыми чертами лица, безвкусицей и китчем в одежде, а еще — вольными манерами поведения в прямом телеэфире.
Эксцентричные блюда Крэддок, с их сомнительными соусами и растительными красителями, не раз попадали в немилость к кулинарным гидам, но память о ней оказалась живучее критики. Джейми Оливер как-то признался, что она была вдохновителем его кулинарных экспериментов, а брутальный стиль Фанни Крэддок во время проведения шоу стал образцом подражания для «кухонного грубияна» Гордона Рамси из «Адской кухни».
Полной противоположностью выглядят их современные наследницы. К примеру, Найджела Лоусон (Nigella Lawson,1960) — дочь лорда Лоусона и жена одного из богатейших англичан Чарльза Саатчи. Эта британская теледива — ресторанный критик и автор нескольких бестселлеров на тему кулинарии. Найджел называют «королевой пищевой эротики«, а ее кулинарные телешоу относят к «гастро-порно» за стиль, который ему придает сладострастная ведущая. Телевизионная дива выгодно подчеркивает свои пышные формы облегающей одеждой, эротично слизывает с кончиков пальцев соус и лукаво подмигивает то ли телезрителям, то ли салату. Мужчины любят Найджел за аппетитную сексуальность, а женщины — за аппетитную еду.
Конечно, красота и шарм в кулинарии только полдела. Основным секретом Лоусон являются простые, но оригинальные рецепты, которые она так выразительно представляет.
Еще одна кулинарная мегапопулярность с миллионными доходами – известная телеведущая, писательница, издатель журнала о еде — Рэйчел Рэй (Rachael Ray, 1968). Ее семья владела несколькими ресторанами, а мать управляла некоторыми из них. К тому же, многие родственники Рэй были гурманами в нескольких поколениях и любили вкусную еду. Несомненно, семейные кулинарные традиции предопределили последующий успех в ее жизни, кажущийся очередной историей про Золушку, о том, как простой консультант сети продуктовых супермаркетов стала всемирно известным миллионером.
На сегодняшний день Рэйчел выпустила 21 кулинарную книгу. С 2005 года ею издается журнал «Каждый день с Рейчел Рэй». Жизнерадостная и озорная девушка стала главным достоянием международного телеканала Food Network. На передачах она блестяще демонстрирует, как изумительно умеет готовить, при этом, не забывая и себя преподнести в лучшем виде. Не зря журнал «FHM» дважды включал ее в список самых сексуальных женщин планеты, а комментарии под ее роликами на YouTube пестрят восхищенными вздохами и ахами.
(видеоролик кулинарного шоу с участием Рэйчел Рэй)
Тенденция «сексуализации» еды все более набирает обороты в интернете. Создатели американского сайта foodporn.com вообще стилизовали основное меню под настоящий порносайт. Фотографиями, вызывающими слюновыделение, завешан сайт foodporn.net, есть в сети и сайты с юмористическими подборками на кулинарно-эротическую тематику. Кстати, лучшие телешоу самого популярного в мире телеканала о кулинарии FoodNetwork, начинаются поздно вечером, в то же время, что и трансляции передач «для взрослых».
Но фуд-порно обживает не только электронные и телевизионные площадки. Эти тенденции просматриваются в литературе и кино. Сладострастные описания еды, настоящие оды, любовно воспевающие ее вид, запахи и процесс готовки, тоже можно отнести к гастрономическому порно. При этом, русская классика даст фору любой западной литературе по количеству съеденного и выпитого на ее страницах. В числе несомненных фаворитов по описанию застолий лидируют Гоголь и Чехов. Все, конечно, помнят и описания застолий у Пушкина, и зрелищность рыночных рядов в стихах Эдуарда Багрицкого, закуски Булгакова и множество других произведений фуди-авторов, умевших вербально раздразнить аппетит у читателя.
Не мало ценителей еды было и среди европейских литераторов. По определению, первую скрипку играли французские писатели. Например, французским пристрастиям отдал дань Эмиль Золя, сочинив целую «сырную симфонию». Талантом описаний всевозможных яств выделялся и романист Дюма. Только после его смерти узнали о недописанном им “Большом кулинарном словаре” – настоящей гастрономической энциклопедии, в которую вошли почти 800 кулинарных новелл.
Современные писатели продолжают развивать жанр фуд-порно. Хотя, в довольно непривычной, авангардной форме, чаще придавая ему негативный оттенок. Свежим примером может послужить австралиец Пи́тер Фи́нлэй (пишущий под псевдонимом ДиБиСи Пьер). Славу ему принес дебютный роман «Вернон Господи Литтл», за который в 2003 году Питер получил Букеровскую премию. Решение жюри было встречено неоднозначно, так как главными темами романа-победителя стали секс и насилие. В своем очередном романе, в жесткой манере схожей со стилем Чака Паланика или Ирвина Уолша, автор проехался по гастрономической порнографии.
ДиБиСи Пьер раскритиковал повальное увлечение едой, как предметом роскоши. Техасские персонажи его первого романа знали только один вид кулинарии – фаст-фуд. Продвинутые европейцы открыли для себя то, что нынче принято называть словом фуд-порн. Но писатель считает, что это две крайности одного явления, создающие нелицеприятный портрет начала нового века, «одержимого едой».
Косвенно это подтверждает современный кинематограф. Если раньше артхаусные фильмы отстраненно эстетизировали еду, как например можно было видеть в сценах драмы Золтана Хусарика «Синбад» или издевались над ней, как девушки-бунтарки в аллегорической трагикомедии «Маргаритки», то сейчас эротика и еда, как сладкая парочка «твикс» — неразделимы. Потакая вкусам публики, режиссеры откровенно используют этот прием. Наглядным примером будет экстравагантный способ поглощения суши в фильме «Суши-герл», когда суши едят прямо с обнаженного тела девушки-модели.
В данном случае уместно припомнить выражение известного британского кулинара и писателя Найджела Слейтера: «Кулинария это скорее секс, нежели образ жизни…». По его автобиографической книге был снят фильм «Тост», некоторые сцены которого, несомненно, являются одним из образцов фуд-порно в кино. В частности, когда спрятавшись под одеялом и посапывая от возбуждения, мальчик занимается… просмотром кулинарных фуд-порн-фотографий.
Привлекательные соблазны фуд-порно проникли даже в анимацию. В 2007 году вирус сюда притащил на своих лапках симпатичный компьютерный крысеныш Рататауй, пробравшийся на кухню из парижской канализации. Аниматоры студии Pixar основательно поработали над своей «вирусной программой»: чтобы красочные кадры на экране стали настоящим фуд-порно-картинками, перед съемками они прошли стажировку у шеф-повара Томаса Келлера, в его ресторане «Французская Прачечная». Судя по восторженным откликам зрителей, они добились таки большого успеха, совместив детский сеанс с кулинарным шоу.
Атаковать фуд-порно-анимацию с таким послужным списком и амплуа симпатяги мог решиться разве что «великий змей», в виде растянувшегося на десятилетия культового анимационного сериала «Южный парк».
Характерно, что его авторы — Трей Паркер и Мэтт Стоун — начинали свой путь с черной комедии «Каннибал Мюзикл» и полупорнографического фильма «Оргазмо».
Конечно, ядовитые сатирики не могли пройти мимо и не поёрничать над сверхпопуляностью фуд-порно. В 14-ом сезоне мультперсонаж Ренди начинает страдать зависимостью от кулинарного фуд-порно-канала, в кадре мелькают Джейми Оливер и Гордон Рамзи, а вместо кафе с цыплятами гриль в Саус Парке открывают лавку по продаже марихуаны. Весьма похоже на намек от сатириков, что многие просто «обдолбались» под завязку этим вездесущим фуд-порно.
Кажется никто из малодушных «смертных» не может устоять перед его соблазном, не уступающим по коварству змею-искусителю в райском саду. Хотя, на самом деле, этот усиливающийся крен в искусстве и обществе, начинает выявлять прямо противоположное: за эффектными кулинарными постановками и великолепно отретушированными фотографиями блюд завороженно следят миллионы людей, сидящих на обычных кухнях и не помышляющих повторять замысловатые телерецепты. Тем более, в соседнем супермаркете зачастую не сыщешь диковинных ингредиентов для дивных блюд. Проще с вожделением следить за «возвышенным и прекрасным», происходящим на высоком подиуме кулинарии. Впрочем, на голодный желудок гастрономический вуаеризм вреден. Так что перед просмотром рекомендуется хорошенько загрузиться пивом и чипсами.