Традиционные обильные пиршества, гулянья и карнавальные представления, которые устраивались на Масленицу до начала Великого поста, присутствуют в культуре разных стран. Но в традициях Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии есть совсем необычные обряды, которые связаны с последним днем празднования Масленицы.
Испокон веков островной Великобритании были присущи удивительные выдумки, связанные с едой. Среди необычных и забавных названий блюд, существующих в истории мировой кулинарии, национальная кухня Англии считается бесспорным лидером. (Попробуйте отыскать более курьезное название десерта, чем «Фруктовые дураки»). Англичанам также принадлежат и самые необычные развлечения, которые они организуют в последний день «жирной недели», именуемый в англоговорящих странах «Покаянным вторником» (Shrove Tuesday) или «Блинным днем» (Pancake Day).
Блинные бега
В этот день католической Масленицы англичанки совершают традиционные «блинные забеги«. Считается, что эта традиция зародилась в 1445 году, когда домохозяйка из Олни (Бакингемшир), была так занята приготовлением блинов, что совсем забыла про время. А когда услышала звон церковных колоколов, зовущий на мессу, выбежала из дома, все еще неся сковородку и подбрасывая блин, чтобы он не подгорел.
По правилам «блинных забегов«, участницы должны были пробежать в фартуке дистанцию 415 ярдов, на старте подбрасывая блины в воздух и ловя их на бегу сковородой. Финишем обычно были ворота местной церкви. С 1950 года жители Либерала , Канзаса и Олни проводят гонку «Международный день блинов», соревнуясь между городами. Подобные гонки с блинами проводятся и в других городах Англии. А вот в Ирландии подбрасывание блинов на Масленицу связано традиционным гаданием на Масленицу. Старшая незамужняя дочь бросала первый блин в воздух и, если он падал на пол, все верили, что следующие 12 месяцев девушке суждено оставаться незамужней.
Масленичный вторник совпадает с очередной годовщиной королевской помолвки Кейт Миддлтон. Отмечая оба события, Кейт и Уильям по очереди демонстрировали свои навыки переворачивания блинов перед большой толпой поклонников.
Британский масленичный футбол
Древние бритты, будучи по своей природе воинственной нацией, даже в праздности придумывали игры, в которых мужчина должен был показать свою природную доблесть и ловкость. К ним относятся и стародавние «масленичные игры с мячом», известные под названием «народный футбол», «масленичный» футбол, а в некоторых документах «mob football» — «футбол мафии». Проводились они обычно за день до начала Великого поста, в т.н. «масленичный» или «жирный» вторник.
Эти игры известны в Англии, по крайней мере, со времен правления Генриха II (1154–1189). Но документально сохранившиеся сведения относятся к средним векам. По сути, эти жестокие «футбольные» сражения можно рассматривать, как архаичный прототип современного американского футбола и регби. Конечно, со своими характерными особенностями: средневековые «футбольные матчи» проводились прямо на городских улицах; команды противников могли иметь неограниченное количество игроков (к ним постоянно присоединялись все новые участники из числа «болельщиков» и команды порой достигали сотен человек). Для перемещения мяча дозволялись любые приемы, кроме тех, что приводили к убийству соперника.
Не случайно одна из теорий происхождения средневекового футбола (Medieval football) предполагает, что кожаный мяч подразумевал отрубленную голову, которую бросали после казни в толпу зевак. В шотландском стихотворении XVI века футбол связывался с «ушибами и переломами костей, беспощадными ударами и увечьями…». А француз, который в 1829 году наблюдал за Королевской футбольной масленицей, описал свои впечатления следующими словами: «Если англичане называют это игрой, тогда страшно представить, что они называют борьбой».
Во время проведения этих брутальных игр мирные горожане боялись появляться на улицах и баррикадировали окна домов. На рубеже XIII-XIV у «футболистов» Лондона и других городов появилась традиция попутно громить торговые лавки. На насилие властям жаловались и торговцы, и буржуазия, и священники, которые не одобряли эту игру из-за ее нехристианского характера и отсутствия правил. Одним из первых, кто попробовал остановить жестокие уличные игры, был король Эдуард II. 13 апреля 1314 года он издал королевский запрет на «участие в любых играх с мячом, руками или ногами, или любых других бессмысленных занятиях». Несколько последующих веков того же пытались добиться и другие монархи (Эдуард III, Ричард II, Генрих IV, Генрих VI и Яков III). Но ни штрафы , ни наказания не помогали — матчи продолжались, частично переместившись на поля и в пригород.
В 19 веке был принят Закон о шоссе 1835 года, запрещающий играть в футбол на дорогах общего пользования. Несмотря на это, в некоторых частях Соединенного Королевства масленичный футбол существует до сих пор. Примером тому уличная забава жителей английского городка Винчелси. (В ней усматриваются давние отголоски Столетней войны с Францией). Во время празднования Масленичного вторника, главная улица городка ненадолго становится ареной сражения, в котором команды пытаются отобрать друг у друга предмет под названием «голова француза» и поместить его в ворота противника на одном из концов улицы. В игре напрочь отсутствуют правила и снисхождение к соперникам. Удивительно, что участники жестокой «игры» обычно отделываются синяками, ссадинами и шишками. В Эшборне в Дербишире также ежегодно проводится футбольный матч Королевской Масленицы.
Необычные английские традиции, связанные с «жирным вторником»
В давние времена католическая церковь запрещала проводить свадьбы во время Великого поста и Пасхи. Адвент и Рождество также были временами, когда брак был запрещен. Земледелие и уборка урожая не давали жениться с конца весны до зимы. Поэтому для большинства ирландцев Масленица оставалась лучшей возможностью заключить брак. Самым популярным днем в году для свадеб был «масленичный вторник». Те, кто не сделал этого до Масленичного вторника, обычно оказывались объектами издевок и обидных шуток. Ведь брак в Ирландии традиционно повышал статус человека. Известный ирландский фольклорист Кевин Данахе (Kevin Danaher), который написал десяток книг об ирландских традиционных обычаях и верованиях, в своей книге «Год в Ирландии» (1972) отмечал:
«Неженатый мужчина 50-ти лет для окружающих все еще был «мальчиком», в то время как его женатый племянник, будь он вдвое моложе, считался мужчиной. Также и молодая жена даже в 20 лет имела статус матроны, в то время как 45-летняя дева была практически никем».
Ночь Скеллига
Несколько скалистых островов архипелага Skellig Rocks, находятся примерно в восьми милях от юго-западного атлантического побережья Ирландии. Панорама островов впечатляет своим потусторонним, почти космическим видом настолько, что один из них, именуемый Скеллиг Майкл, стал локацией для нескольких эпизодов «Звёздных войн». (Он играл роль пристанища Люка Скайуокера, который (после 6-го эпизода) провёл несколько десятков лет в добровольном изгнании). Впрочем, Скеллиг задолго до этого был священным местом для уединения, паломничества и святилищ. Когда-то здесь было основано аббатство. Но суровые условия и трудность доступа побудили перенести монастырь Баллинскеллиг на материк.
Кроме этого, с островом связан любопытный ирландский обычай. Вплоть до начала XX века, Масленичный вторник на юге Ирландии был известен как «ночь Скеллига». Тех мужчин и женщин, кто имел возможность вступить в брак, но не сделал этого в период празднования Масленицы, жители принуждали идти вечером в масленичный вторник к побережью, где они должны были ходить босиком по камням и насобирать столько кусков окаменевшей древесины, сколько Маслениц они прожили без женитьбы. Местные поэты составляли насмешливые стихотворные «списки Скеллига», которые связывали не столько имена влюбленных пар, сколько людей из общины, которые с наименьшей вероятностью могли вступить в брак друг с другом. Пожилые в этих списках сопоставлялись с молодыми, богатые с бедными, а заклятые враги друг с другом.
На картине Билла Джеймса «Празднование ночи Скеллига, Южный торговый центр» (1845) изображены народные гулянья в «ночь костров», которыми славилось графство Корк. Именно здесь мужчины-холостяки становились мишенью для обидных шуток. Например, группа озорной молодежи могла подстеречь холостяка вечером и связывать свою жертву веревкой. Потом над ним во всеуслышание распевалась песня «Пэдди Лири — старик и должен быть женат», излагающая достоинства и недостатки «обвиняемого», озвучивалось его мирское имущество и причины, по которым он должен жениться.
Были и другие розыгрыши. Озорники могли снять ворота с петель и обрисовать их ироничными меловыми «граффити». Порой, шутники делали соломенное чучело, наряжали его в женскую одежду и оставляли перед холостяцким домом, как бы даря ему в шутку «жену».
Меловое воскресенье
В Ирландии первое воскресенье Великого Поста долгое время было известно, как Меловое воскресенье (Chalk Sunday). Своим происхождением название обязано ирландской традиции метить мелом одежду тех, кто не удосужился заключить брак до начала Великого поста. Когда такие члены конгрегации шли на воскресную мессу или обратно, их преследовали группы веселых озорников, куда входили не только парни, но и незамужние девушки, вооруженные куском мела.
Статья в номере Illustrated London News за 1859 год описывала как холостяки Килкенни безуспешно пытались убегать, спасая свою воскресную выходную одежду от молодых девушек, желающих пометить их мелом. «Девицы нападали на парней-холостяков до тех пор, пока наряд у тех не оказывался обрисован линиями и крестами до такой пестроты, которой мог бы позавидовать арлекин».
Более формальная версия традиции была описана в статье, опубликованной в Журнале археологического и исторического общества Корка в 1895 году. В ней говорилось, что любой, кто оставался неженатым, «должен был пройти в это воскресенье между рядами людей, стоявших по обе стороны ворот часовни, каждый из которых наносил мелом отметины на одежде «правонарушителя».
Еще одним хитрым способом «таврования» неженатых/незамужних особ, который использовался в Меловое воскресенье, было прикладывание щедро присыпанной мелом ладони к их воскресной одежде таким образом, чтобы это выглядело естественным и дружелюбным. В таком случае ничего не подозревающая «жертва» могла носить отметину до окончания дня. (Не сюда ли уходит корнями шутка «У вас вся спина белая?»).