Натюрморт как самодостаточный жанр сложился в творчестве голландских и фламандских художников в конце XVI века, а уже следующее столетие по праву назвали “золотым веком натюрморта”. Живописные полотна старых мастеров, работавших в этом жанре, принадлежат к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры. Среди них достойное место занимает и творчество фламандской художницы Клары Петерс (Clara Peeters). Ее работы отличает высокая степень реалистичности изображения, элегантность композиции и особая тщательность в передаче разнообразных текстур.
Несмотря на то, что Клара Петерс была достаточно влиятельной фигурой своего времени, о ее жизни известно на удивление мало. Родилась она в Антверпене в 1594 году (крещена 15 мая 1594 года), замуж вышла в 1639 году, умерла после 1657 года. Жила также в Амстердаме и Гааге.
Ранние картины Петерс датированы 1607 годом. Художнице на ту пору было около 14 лет. Некоторые исследователи сомневаются, что в столь раннем возрасте возможно создать такие качественные работы и, возможно, Клара Петерс была на 10 лет старше. Анализ ее ранних работ показывает, что художница прошла хорошую школу в технике масляной живописи. Среди ее учителей называют Осиаса Бирта, известного мастера натюрморта из Антверпена, сыгравшего не последнюю роль в становлении цветочного натюрморта и натюрморта – “завтрака”.
Надо сказать, что единственный жанр, где могли проявить себя женщины-художницы того времени, был натюрморт. На протяжении длительного времени (вплоть до XX века) женщинам запрещали изучать анатомию и изображать обнаженную натуру. Им оставалось единственное – запечатлевать пищу, цветы и посуду. И Клара Петерс в своем жанре достигла значительных высот. Излюбленными темами для нее стали “завтраки” и “сервированные столы”.
Фламандский натюрморт как жанр отличает ярко выраженная декоративность, и работы Петерс традиционно насыщены роскошными цветами и не менее роскошной посудой. Золотые чаши и кубки, серебряные блюда и столовые приборы выписаны с особой тщательностью и мастерством. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры. Более того, многие из ее картин выполнены в большом формате, а стоимость таких “форматных” работ была выше обычных . Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. На некоторых полотнах респектабельная художница “пробивала” свое имя на серебряном свадебном ноже, богато украшенным фигурами, представляющих собой добродетели веры и умеренности. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе.
Натюрморты XVII века содержали глубокий аллегорический смысл, часто непонятный современному зрителю. Даже для профессионалов-искусствоведов он не всегда очевиден. Примером может послужить одна из ранних работ Клары Петерс “Натюрморт с бокалом венецианского стекла, кубком и горящей свечой”. Центр картины – оловянное блюдо со сладостями и бокалом красного вина. Справа расположен подсвечник с горящей свечой.
Горящая свеча, муха и золотое кольцо часто интерпретировались как символы быстротечности времени и бренности жизни. Свеча символизировала течение времени, муха – смерть, кольцо – бесполезность богатств после смерти. В этом контексте бокал красного вина и сахарный крест – символы Христа, который пролил свою кровь на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Наконец, веточку розмарина можно рассматривать как символ вечности.
Другие же искусствоведы связывают этот натюрморт не с мрачным виденьем жизни, а, наоборот, с одним из самых радостных событий в жизни человека — со свадьбой. Золотые кольца с камнем в виде стилизованной клубники в XVII веке часто использовались в качестве подарка невесте, поскольку клубника олицетворяла плодородие и брак. Розмарин символизировал семейную верность. Сладости на блюде – типичное угощение на свадьбах, одно из них в виде сердца. Зажженная свеча олицетворяла присутствие Святого духа, освящающего таинство брака и, наконец, два бокала символизировали мужа и жену. Выпечка в виде буквы Р – своеобразная подпись художницы (первая буква фамилии Peeters). Помимо своего имени Клара Петерс оставила на картине и свое изображение. При внимательном рассмотрении отражение художницы можно увидеть на основании подсвечника.
Свои миниатюрные автопортреты Клара Петерс оставила также на “Натюрморте с цветами и кубками” (отражения на выпуклых сферах позолоченного кубка), “Натюрморте с орехами, сладостями и цветами” (отражение на металлическом кувшине), “Натюрморте с сырами и миндалем” (отражение в крышке глиняного кувшина) и других произведениях.
Поздние работы художницы характеризуются монохромной палитрой, низким углом просмотра и ограниченным числом предметов.
Последние картины Клары Петерс датированы 1657 годом и поэтому дату ее смерти условно привязывают к этому году. На сегодняшний день известна 31 картина, принадлежащая кисти Клары Петерс и 76 числятся за ней предположительно. Женщина-художница была необычна для своего времени и с этой точки зрения можно сказать, что Клара Петерс была самой известной женщиной XVII столетия. Ее вклад в формирование банкетного натюрморта и натюрморта-завтрака несомненен и неоспорим. Сейчас ее картины находятся в крупнейших музеях мира и ценятся очень дорого. Так “Натюрморт с сырами и миндалем” был продан за рекордные 1.5 млн. евро. Предлагаем вашему вниманию еще несколько работ талантливой художницы XVII века.
.
.
.
.