Много веков подряд изображение еды и продуктов питания были традиционной темой классической живописи. Но с наступлением эпохи постмодернизма, модным трендом искусства стал Food Art. Его представители тоже используют всякую еду в качестве выразительного средства, только не в «первозданном виде», а создают из них художественные композиции. Невероятную популярность таких работ подтверждает реальная история о том, как всего один хэштег в Твиттере собрал сотни самобытных копий шедевров живописи, созданных пользователями соц.сети на хлебных гренках…
Два года назад немецкий блогер (и по прихоти судьбы доктор истории) Мари Софи Хингст воплотила в реальность крылатое древнеримское выражение «хлеба и зрелищ». У себя в Twitter она разместила хэштег #KunstGeschichteAlsBread, который приглашал всех желающих выкладывать на этой «ветке» собственноручно сделанные ими сэндвичи, оформленные в виде произведений классической живописи. Примером стал бутерброд, который она оформила в стиле картины «Композиция с красным, желтым, синим и черным», созданной в 1930 годах одним из основоположников абстрактной живописи, голландским художником Питом Мондрианом.
Эффект получился невероятный — за несколько дней хэштег занял первое место в трендах немецких соц.сетей! Феноменальным оказалось и разнообразие «хлебных произведений», которые представили пользователи Twitter. Дизайн их бут-арт-бродов был основан на шедеврах живописи, диапазон которых варьировался от эпохи палеолита (например, наскальных рисунков Ласко) и Кацусики Хокусая до картин Густава Климта, Винсента Ван Гога, Джона Уотерхауса и Христо Явашева.
Все это свидетельствовало не только о ярко выраженном творческом потенциале пользователей Твиттера, но и о том, что история живописи куда более современна, чем принято думать. К тому же, спектр пищевых продуктов и самобытных техник исполнения, которые использовали аматоры фуд-арта для оформления бутербродов, был столь же разнообразен, как и сами продуктовые версии картин. Вдохновленная этим случаем, Мари Софи Хингст издала в 2019 году книгу «Kunstgeschichte als Brotbelag», что в непосредственном переводе означает «История искусства как хлебная начинка». (Точнее, начинка для бутербродов).
Ее книга включает 100 цветных иллюстраций, на которых сопоставлялись любительский дизайн топинга сэндвичей и шедевры классической живописи. Получилось очень познавательно, наглядно и остроумно. Приведем несколько примеров иллюстраций и фото из ее Твиттера.
В перечень художественно оформленных сэндвичей конечно попала самая цитируемая постмодернистами фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Вот только две версии тостов, на которых она изображена с помощью масла, джема, мармеладных мишек и сливочного крема.
Холстом для «бутербродной реплики» известной картины Ван Гога «Звездная ночь» (1830) пользователю Твиттера @ClaireLarsson послужил тост из пшеничного хлеба, а «красками» — огурец, банан, перец, черника, черная смородина, джем, творог и горчица ©.
Материалом для «тостового» воссоздания картины Паулы Модерсон-Беккер «Ребенок сидящий под деревом» (1905) пользователь @Reimer Hingst избрал сыр, листья полевого салата (Feldsalat), авокадо, цикорий, банановый хлеб, джем и гусиное сало ©
Для «хлебной копии» фрески Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама» (ок. 1511). автору потребовались немного ветчины, зеленого и красного лука, джема и хрена. Гениальная простота этой и других «хлебных репродукций» классических картин напоминает стиль живописи художников-примитивистов (naive art), зародившийся в XIX веке.
Сэндвич со шпротами — остроумное подражание картине Джона Уильяма Уотерхауса — «Русалка» (1901).
На картине Анри Матисса «Танец» (1910) обнаженные тела несут ощущение некой первобытности, а их хоровод кажется узором бытия. Один из пользователей соц.сетей попытался передать это ощущение, просто выложив на ржаном ломтике хлеба нарезку из болгарского перца и свежего огурца в их «первозданном» природном виде.
Инсталляция из пшеничных тостов и фаршированной ветчины — ироничное подражание картине Сальвадора Дали «Постоянство памяти» (1931). Невольно припоминаешь надпись на рождественских крэйзи-леденцах, гласящая:«Когда наступают праздники, это может означать только одно: ветчина! Столько ветчины, сколько сможете съесть! Мы думаем, что аромат ветчины станет пряностью Рождества…».
Бутерброд, копирующий картину Климта «Поцелуй» с помощью топинга ежевики, лакрицы и моркови (1908-1909 гг). Можете сравнить это любительское исполнение с аналогичной работой профессиональной фуд-арт художницы Иды Скивен и убедиться, что оно не хуже.
Многие любительские работы бутербродов-реплик картин очень выигрывают в восприятии от наличия юмора, с которым они сделаны. В тоже время, только знатоки живописи увидят скрытую за юмором искусствоведческую основу. Как, например, в случае бутерброда с колбасой. Ведь это фирменный стиль одной из картин колумбийского художника Фернандо Ботеро «Женщина застегивающая лифчик»
Стоит отметить и образность многих топингов для бутербродов. Вот как выглядит сэндвич, изображающий рисунок Кацусики Хокусая (японского художника-иллюстратора, жившего в период династии Эдо) и его картину «Большая волна» — одно из самых узнаваемых произведений японского искусства в мире.
Больше фото бутербродов, оформление которых сделано в виде шедевров живописи, вы можете найти по хэштегу в Твиттере