Фотореализм как жанр живописи возник в конце 60-х годов в США. В 70-е годы, распространившись в Европе, это направление получило название “гиперреализм”. Но как бы его не называли – фотореализм, гиперреализм, суперреализм, холодный реализм – в основе лежит работа художника с фотографией. Запечатленные на пленку образы со всей скрупулезностью переносились на холст (часто с помощью проекции слайда на полотно). Полученный результат ничем не отличался от фотографии, увеличенной во много раз. Бесстрастное и холодное отображение действительности с предельной натуральностью образов создавало новую сверхреальность, отчужденную от зрителя.
В ряду пионеров американского фотореализма была и художница Одри Флэк. Один из искусствоведов сказал: “В ее картинах снисходительность к слабостям, красота и чрезмерность трансформировались в глубоко трогательные символы желания, тщетности и эмансипации”.
Одри Флэк родилась в Нью-Йорке в 1931 году и начала карьеру художницы в начале 50-х годов. По отзыву самой Флэк, на ту пору она была “дикий абстрактный экспрессионист”. Ее кумиром был Джексон Поллок, но личная встреча в Cedar Tavern с объектом восхищения вышла весьма отрезвляющей:
Тогда она не только простилась с баром, но также и с самим абстрактным экспрессионизмом, резко сменив направление творчества и став в 1970-е годы одним из ярких представителей фотореализма.
В 1972 году Одри Флэк пишет картину “Жоли Мадам”, открывшую цикл “женственных” фотонатюрмортов. Свое название полотно получила благодаря Jolie Madame Pierre Balmain – аромату для женщин, созданному легендарной Germaine Cellier в 1953 году.
Сверкающая чрезмерность картины, наполненной ожерельями, кольцами, флаконами духов, чашами, вазами, фруктами и амурами – подчеркнуто китчевая смесь ванитас барокко и магазинной витрины.
Одри Флэк смешала стиль голландского натюрморта XVII века и эстетику коммерческой рекламы, передав чувственный мир женщины, пронизанный соблазнами.
Как же далеки ее картины от работ коллег-мужчин с их трезвыми, безличными городскими пейзажами, автомобилями и мотоциклами! Работа единственной женщины, работающей в жанре фотореализм, была встречена критиками в штыки. “Нью-Йорк Таймс” назвал “Жоли Мадам” самой уродливой картиной года. Неожиданно для себя, Одри Флэк попала под «двойную раздачу». В те годы фотореализм как таковой подвергался резкой критике за свою приверженность к работе с фотографиями, к тому же, мягко говоря, не приветствовался и ярко выраженный феминизм картин. Столь холодный прием не обескуражил художницу, и она продолжила работу в том же направлении, создав в 1974 году “Шанель”, а в 1976 — “Королеву”.
Все картины Флэк эмоционально насыщены, в них присутствует ярко выраженный автобиографический аспект. Так, в “Жоли Мадам” можно увидеть кольцо, подаренное Одри мужем, а в “Королеве” – медальон с фотографиями Одри и ее матери. Среди символов женской силы и красоты (роза и дама червей) находятся и вещи, несущие глубоко личные воспоминания.
В творчестве Одри Флэк наибольшую известность получили картины в жанре Vanitas , связанные с Мэрилин Монро. Образ кинозвезды и секс-символа 50-х, покончившей с собой в возрасте 36 лет, как нельзя лучше подходил к аллегорическому натюрморту о «бренности земного бытия» и неизбежности смерти. Картина насыщена многоуровневой символикой. Здесь и песочные часы с горящей свечой – символы быстротечности жизни, и зеркало – символ тщеславия, и стеклянный бокал, олицетворяющий хрупкость. На календаре пятое августа перечеркнуто черной кистью с кровавой каплей (Монро умерла 5 августа 1962), а на часах показано время, когда Америка узнала о смерти любимицы. Книга – биография Мэрилин Монро, написанная Норманом Мейлером в 1973 году. Она раскрыта на главе, описывающей эпизод из приютских лет актрисы, когда она впервые осознала свою красоту.
Пудра, затем зеркало — может быть, их появление на горизонте приютского существования Нормы Джин не так уж случайно? Есть искушение увидеть в описанном эпизоде нечто символическое. Ведь все это — атрибуты будущей актрисы. Представим на миг, как она вглядывается в зеркало и её осеняет: внешность может стать орудием сознательной воли! При условии, что на лицо, на волосы — “вообще на меня” — обращают внимание”. (Норман Мейлер, “Мэрилин: Биография”)
На картине присутствует и фотография маленькой Одри Флэк с братом как отождествление художника и актрисы в качестве публичных персон в сознании общества.
Большое место в творчестве художницы занимают натюрморты “eye-candy” – услада для глаз.
Картины Одри Флэк в жанре фотореализма давно заслужили высокую оценку критики. Она стала первым художником этого направления, чьи работы были приобретены для постоянной коллекции нью-йоркским Музеем современного искусства (MoMA). Сейчас ее картины можно увидеть в Метрополитен-музее, музее Американского искусства Уитни, музее Соломона Гуггенхайма и др.
Но творчество Одри Флэк не ограничивается только живописью. Свою первую скульптуру она создала в начале 80-х годов и работает в этом направлении до сих пор. Ее серия фигур богинь, воплощающих женскую силу и красоту – своеобразный виртуальный храм, посвященный архетипу музы-женщины во всех ее проявлениях. Скульптуры, некоторые весьма монументальные, совмещают стиль барокко и академические традиции 19-го века с элементами ар-деко и китча Лас-Вегаса.
Помимо живописи и скульптуры в жизни Одри Флэк есть еще одна страсть – музыка. Она прекрасно играет на банджо, отдавая предпочтение кантри и блюграсс. Используя свои богатые знания по истории искусств, Одри пишет стихи о художниках с точки зрения инсайдера. Песни на ее стихи исполняет созданный ею History of Art Band. В репертуаре группы – баллады о Джексоне Поллоке, Винсенте Ван Гоге, Караваджо, Пикассо, Камилле Клодель, Шагале. Среди новинок – Рембранд-блюз.
Несмотря на почтенный возраст, а художнице в мае исполнилось 84 года, Флэк по-прежнему полна планов и проектов. Секрет ее творческого долголетия прост — ей просто интересно жить.