Биографическая драма «Основатель» отображает этапы реальной жизни американского предпринимателя Реймонда Альберта Крока (1902-1968), который в пожилом возрасте добился невероятного успеха и смог стать единоличным владельцем сети ресторанов McDonald’s. Вместе с тем, драма напоминает мысленный эксперимент с «живым и одновременно не живым» котом Шреденгера. Статус кота, запертого в коробке вместе с воздушным шариком заполненным смертельным газом, определялся только тогда, когда наблюдатель заглядывал под ее крышку.Точно также, знаковость главного персонажа драмы становится ясна, если заглянуть в «родословную» образа антигероя.
Сопоставив черты кинематографического образа Рэя Крока с характерными признаками некоторых литературных персонажей, станет понятно, что он является воплощением многих классических Антигероев, созданных писателями Нового времени (конец 19 — начало 20-го столетия) и кинематографистами ХХ века.
Литературные образы Антигероев
Гобсек
Классическим антигероем выглядит ростовщик Гобсек из одноимённой повести французского писателя-реалиста Оноре де Бальзака. Данный персонаж привыкли считать образцом жадности и расчетливости. В тоже время, ему присуща деловая хватка и целеустремленность, которые вызывают уважение. А подробности его биографии могут даже вызвать сочувствие и сострадание. В молодости Гобсек был романтиком, но предательство и несчастная любовь ожесточили его сердце. Поэтому своим единственным верным другом он избрал деньги. Поведение Гобсека выдает его эмоциональную раздвоенность: ради выживания и достижения успеха, он отвергает общественную мораль, ведет себя расчетливо и экономно, в тоже время, он поддерживает тех, кто вопреки обстоятельствам жизни сохраняет нравственность. (Так он поступает по отношению к своему компаньону Дервилю и девушке-швее Фанни Мальво).
Родион Раскольников
Схожий «многозначный» типаж представляет собой Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание» (1865). Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают у него идею-фикс о своем великом предназначении. Раскольников идет на преступление не ради денег как таковых, а из «благородных помыслов». Он верит, что совершив убийство старухи, сможет начать новую жизнь, осуществить свою идею и осчастливить человечество. Собственно, Достоевский и ввел в обиход термин «антигерой«. Впервые он появился в его повести «Записки из подполья» (1864). Антигероем назвал себя ее основной персонаж — несчастный и жалкий человек, которого терзают полярные желания и комплексы.
Чичиков
Воплощением антигеройского архетипа является и авантюрист Чичиков из «Мёртвых душ» Гоголя. Его персонаж сочетает самые низменные черты человеческой натуры с достойными деловыми качествами. Чичиков — мошенник и плут, но ему не откажешь в упорстве, хитрости и изобретательности. Еще мальчишкой Чичиков ловко продавал булочки одноклассникам, которыми они его же и угощали. На каждом жизненном месте пройдоха пытался извлечь выгоду, чтобы разбогатеть. И в итоге придумал большую аферу с «мертвыми душами». Отлично зная психологию людей, он умело ими манипулирует и склоняет помещиков к незаконной сделке. Любопытно, что его «подельник» Плюшкин как бы обобщал в себе Чичикова в старости, Манилова, разуверившегося в «дружбе», и взявшегося за ум Ноздрева.
В отечественной литературе наследником разносторонних талантов литературных антигероев стал знаменитый «сын турецкоподданого» и «идейный борец за денежные знаки«, хорошо знакомый нам по плутовским романам Ильфа и Петрова.
Даже тем, кто уже видел байопик «Основатель», наверняка будут интересны детали биографии главного героя, которые не вошли в фильм. (Они только подтверждают высказанное предположение о сходстве). Еще в школьные годы Рэймонд был предприимчив, как Чичиков. Активно занимался мелкой торговлей и даже пытался организовать на заработанные средства музыкальный магазинчик. Подростком Рэй, как и Гобсек, был идеалистом и увлекающейся натурой. Во время Первой мировой войны 15-летний Рэй обманом приписал себе два года и добровольно пошел в армию, где служил водителем санитарной машины Красного Креста.
Вернувшись, он 15 лет успешно проработал ведущим менеджером в отделе оптового сбыта одноразовой посуды. Но когда в конце 30-х годов был изобретен «Multimixer» для одновременного приготовления сразу пяти коктейлей, Рэй оставил стабильное место работы, загоревшись идеей продажи технической новинки. Для этого он даже открыл собственную фирму и рискнул заложить дом под ссуду для покупки права эксклюзивной продажи мультимиксеров на всей территории Америки.
Чтобы проявить сложный внутренний мир антигероев, писатели обычно помещали своих персонажей в тяжелое, сложное положение, связанное с житейскими проблемами и ставили их перед моральным выбором средств, с помощью которых они преодолевали трудности. В случае с реальным Рэем выдумывать ничего не потребовалось. Увлеченный идеей, он не учел особенностей послевоенного периода и попал в безвыходное положение. Миксеры стоимостью по 150 долларов (приличные деньги на то время) не пользовались особым спросом, его дом, имущество и страховка были в залоге у банка, доходы не покрывали расходов и 52-летний неудачник все больше залазил в долги… Но по иронии судьбы именно заказ на 8 миксеров стал поводом для знакомства Рэя с братьями Макдональдами, которое кардинально изменило его жизнь.
Правда, ради «красного словца» (а точнее красивого кадра), постановщики драмы приврали, что он проехал ради этого на автомобиле пол страны, из штата Иллинойс в калифорнийский городок Сан-Бернардино. В реальной жизни Рэй Крок вылетел в Лос-Анджелес самолетом, а на следующее утро поехал в ресторан братьев Макдональдов. Элемент «роуд-муви» был использован для зрелищности. Нужно отдать должное — съемки великолепно передают дух и стиль эпохи 50-х. Классические загородные пейзажи, тщательное воссоздание исторических декораций, идеальный подбор одежды персонажей и десятки мелочей оживляют происходящее на экране. (У автомобиля Рэя даже помятое «крыло» и старая тусклая краска). Все это дополняется теплой цветовой палитрой, которая придает ретро-изображениям «домашнюю текстуру» и ностальгическую окраску.
После того, как наивные провинциальные братья подробно ознакомили Рэя с технологией своего «ресторана-конвейера», он набивается им в партнеры, а позже коварно отбирает весь их бизнес и присваивает уникальное ноу-хау. Неудачник Рэй, который в первой половине фильма даже вызывает сочувствие, во второй части становится отталкивающе похож на одного из главных героев сериала «Во все тяжкие» — Уолтера Уайта, который под воздействием обстоятельств превращается из хорошего семьянина и простого учителя химии в алчного наркоторговца. Тем не менее, не взирая на цинизм, алчность и нечестные приемы в бизнесе, большинство зрителей сочли персонаж Рэя Крока «мотивирующим, побуждающим никогда не сдаваться«. Лейтмотивом многих рецензий на фильм «Основатель» стала фраза: «Рэй сделал то, что нужно было сделать — братья тормозили развитие бизнеса». Очевидно, смена общественных предпочтений произошла под воздействием массовой культуры, которая появилась в ХХ веке с развитием кино, телевидения и, наконец, интернета.
Кинематографические прототипы Антигероя
К 1980-ым годам в американском кино сформировался устойчивый типаж Антигероя. Попав на благоприятную почву бульварной литературы 30-х годов (в первую очередь комиксов) и протестных идей контркультуры 60-х, «антигерой» повел себя, как сорняк на культивированном поле — начал беспардонно оттеснять добродетельных героев, свойственных раннему кинематографу. Популярность спорного образа антигероя пояснялась тем, что обычные люди были склонны гораздо больше сочувствовать человеку грешному и проблемному, чем «герою без изъянов«, чье совершенство стало казаться скучным и безжизненным. Антигерои не были законченными подлецами, хотя вели себя бескомпромиссно, преступали границы закона или морали, противились чужой воле и власти, зачастую наряжаясь в костюмы «народного мстителя» или «благородного разбойника».
В 90-х годах мировое признание получили такие персонажи, как например, уголовник, дебошир и бунтарь Макмерфи, который будучи упеченным в психушку за буйное поведение, из сочувствия к ее пациентам пытается развлекать их, нарушая правила учреждения и рискуя своим здоровьем. Или профессиональный киллер Леон, который погибает, защищая чужую девочку-сиротку. Тогда же на экране стали появляться и привлекательные «антигероини», вроде Тельмы и Луизы из одноименного «роуд-муви» 1991 года. Их финал трагичен, но готовность пожертвовать всем, включая собственную жизнь ради свободы, вызывала симпатию аудитории. Образы антигероев подвергались бесчисленным реконструкциям и некоторые из них были доведены до крайности. Таким примером может служить Ганнибал Лектер. Это чрезвычайно яркий персонаж, элегантный, аристократичный, любитель искусств, гурман, блестящий врач-психиатр, а в свободное время жестокий убийца и каннибал. Лектер представляет собой какого-то «идеального маньяка», хитроумного, с интеллектом, близким к гениальности, и с чрезвычайно развитым эстетическим восприятием (ну кто еще может убить и съесть флейтиста из оркестра за то, что тот безбожно фальшивил).
Режиссер постановщик и актерский коллектив
Удивительно как долго Голливуд не замечал «фотогеничности» истории Рэя Крока. Она просто напрашивалась на экранизацию. Тем более, что о нем уже были написаны десятки книг и монографий. (По большей части хвалебных, использующих термины «великий человек», «великий бизнесмен»). Только в 2016 году американский кинорежиссёр Джон Ли Хэнкок решил показать КАК именно этот выходец из бедной семьи чешских иммигрантов не имея ни связей, ни капитала, умудрился взобраться на самую вершину Олимпа американского бизнеса — стать единоличным владельцем и председателем компании «McDonald’s».
Скрытая сторона успеха давно привлекала Хэнкока. Карьеру режиссера он начинал с эмоционально напряженных спортивных драм, основанных на реальных историях игроков американского бейсбола. К примеру в фильме «Новичок» он отобразил драматические этапы спортивной карьеры бейсбольного питчера Джима Морриса. Ппережив тяжелую травму плеча и общее неверие в его успех, Джим в «ветеранском» возрасте 35 лет дебютировал в Высшей лиге бейсбола. Основатель «империи гамбургеров» тоже демонстрировал волю к победе. Но при этом он парадоксально сочетал безжалостность, необходимую для выживания, с энтузиазмом, пользовался циничным принципом «для достижения цели все средства хороши«, а своей склонностью к махинациям напоминал знаменитого афериста того же периода — владельца голливудского ресторана «Romanoff’s».
Не удивительно, что для исполнения такой «многозадачной» роли был приглашен Майкл Китон. Изображение сумеречных личностей, живущих на грани здравомыслия или зла, почти стали его актерским «кредо». Еще в конце 90-х годов Китон создал знаменитые образы супергероя комиксов Бэтмена и макабрического трикстера Битлджуса (в одноимённых фильмах режиссёра Тима Бёртона). В «черной» комедии режиссёра Алехандро Г. Иньярриту, получившей в 2014 году премию Оскара «за лучший фильм«, актер сыграл трагикомическую роль полубезумного Бёрдмэна. (А в 2017-ом, Китон тряхнув стариной, исполнил роль злодея Стервятника в фантастическом фильме «Человек-паук: Возвращение домой»).
Возможно, тернистый путь к славе, который преодолел Майкл Китон, помог ему вжиться в образ ушлого торговца, одержимого идеей захватить весь американский рынок фаст-фуда. Когда Майкл перебрался в Голливуд из провинции, он долгие годы обивал пороги киностудий в надежде заполучить главную роль, соглашался сниматься где угодно, лишь бы оттачивать свое мастерство. Китону было почти 40 лет , когда он наконец добился успеха и признания.
Профессионал высокого класса великолепно справился с задачей. При этом Китон явно «стягивал одеяло на себя», оставляя партнерам по фильму роль «подающих». Хотя в съемках участвовали актеры с репутацией и длинным послужным списком: Джон Кэрролл Линч и Ник Офферман, Линда Карделлини, известны в Голливуде с начала 90-х и успели сыграть сотни ролей в самых популярных фильмах и сериалах. Лору Дерн вообще с рождения причисляют к американской элите. Она начала сниматься в кино с 6 лет. На подхвате оказался актер, режиссер и продюсер Бенджамин Джей Новак. (Он сыграл играл второстепенную роль советника Китона). И это еще не весь список.
Резюме к биографической драме «Основатель»
В целом, драма выглядит экспрессивно и производит сильное эмоциональное воздействие. Динамику фильма (с учетом его контекста) можно сравнить с поразившей Крока скоростью обслуживания в ресторане братьев Макдональдов. События развиваются с места в карьер. Стоит на экране появиться немолодому авантюристу, сбывающему залежавшиеся миксеры, как вот он уже в костюме с галстуком завлекает перспективных франчайзи в свой новый ресторан. Следом на экране появляется череда разных консультантов, которые хитроумными советами помогают Рэю построить «бизнес-империю с нуля». А так как речь в основном идет о финансовых схемах, то на экране не так уж и часто мелькает еда. Убери ее вообще из кадра (а с постера желтую букву «M»), чуть переиначь сюжет — и вместо истории создания самой успешной сети общепита, получится производственная драма практически о ком угодно, хоть о трудоголике Дэниеле Плэйнвью, ставшим нефтяным магнатом, хоть о предпринимателе Джеке Ма, основавшем Alibaba Group.
P/S/ За время фильма Крок столько раз повторяет на разные лады слово «франшиза«, что складывается впечатление будто он ее придумал. На самом деле, к тому времени, когда Рэй заявился к братьям Макдональдам с предложением продаж франшизы их ресторана Макдоналдс, ими уже было продано более 20 франшиз и открыто 8 ресторанов. Но первооткрывателем франчайзинга в системе быстрого питания был Генри Аксен. В 40-х годах он (также, как Рэй), увидел в одном ресторане удивительную новинку — морозильную установку, которая превращала сливки в мягкое мороженое. Аксен убедил создателя чудо-морозилки продать ему право на создание ресторанчиков, оборудованных такой техникой. Он собрал в Чикаго 26 инвесторов, угостил их новым мороженым и в тот же день распродал им франшизы. Некоторые франшизы действовали на территории целых штатов и стоили от 25 до 50 тысяч долларов. Помимо этого, Аксен потребовал, чтобы рестораторы закупали молочную смесь для мороженого только у него по фиксированной цене. Конечно, Рэй Крок поступил хитрее, вынудив своих франчайзи арендовать у него не только технологию и бренд, но и землю под открывающимися ресторанами McDonald’s…