НЕВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ БЫТИЯ: ОБЖОРСТВО В КИНЕМАТОГРАФЕ

сцена фильма-Большая жратва-Ле Гранд Буфф
Обжорство или чревоугодие, испокон веков, считалось смертным грехом, так как символизировало победу плоти над духом. Искусство, в унисон с религией, тоже издавна уделяло внимание этой философско-социальной дилемме. Литература, живопись, а позже и кинематограф, – создали на этой почве не одну сотню выдающихся произведений с персонажами, олицетворяющими пагубную страсть. В мировом кино она обыгрывалась в самых различных жанрах, от трагифарса и драм до комедий и детективов.

Итальянский кинематограф

Распущенность, обжорство и вытекающие отсюда иные пороки, ярко показаны в грандиозной кино-мистерии «Сатирикон» (1969), великого итальянского режиссера Федерико Феллини.
Снятый по мотивам одноимённого романа Петрония, фильм воссоздавал на экране мир Римской Империи времен упадка, поразительно предсказывая пороки современного общества.

Если Феллини попытался дать «панорамную картину» порочности, то остросатирическая кинолента «Большая жратва» (1973) режиссёра Марко Феррери сфокусирована именно на проблеме обжорства. Хотя, в довольно широком смысле.

обложка ДВД-Большая жратва-Ле Гранд Буфф-1973По сюжету, устав от бессмысленности существования, четверо друзей-гурманов (больших поклонников французской кухни), решают покончить жизнь самоубийством. Но современные «сибариты» собираются уйти из жизни весьма изощренным способом — от переедания деликатесов и сексуальных излишеств, укрывшись для этого на загородной вилле одного из них. В итоге, они добиваются своего, но их поочередная смерть вызывает у зрителя только брезгливость и отвращение.
Выдающийся итальянский режиссер снял немало замечательных картин, вызывавших бурные протесты ханжей и блюстителей нравственности. Тема «гастрономического сведения счётов» с ненавистным миром присутствовала и в предыдущих лентах Феррери — «Диллинджер мёртв», «Семя человеческое», «Сука». И всё же, в историю мирового кино войдёт его философская притча о «каннибализме цивилизации», где все мании режиссёра, саркастичные и злые выпады против буржуазии доведены до апофеоза, а из названия ясно, что «жратва» является мотивом и символом существования «общества потребления».

Эстетика фильма настолько не лицеприятна, что своей натуральностью сцен вызвала настоящий скандал на конкурсном просмотре. Тем не менее, фильм был удостоен приза ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля: за отталкивающей формой критики все же рассмотрели суть — злую сатиру на типичных представителей общества потребления, общества бездуховного и разлагающегося, которому, по мнению режиссера, суждено пожрать себя изнутри.
При этом, Жан Тюлар проницательно заметил, что публика была раздражена не столько отвратительными сценами, сколько низвержением таинства, мистического обряда еды, почитаемого во Франции.
Кстати, автор «Большой жратвы» обратил свою сатиру не только против сытых буржуа, но и людей «простого сословия», опрометчиво жаждущих стать частью «высшего света». В фильме это образ учительницы (в исполнении Андреа Феррел), которая с радостью присоединяется к смертельной оргии извращенцев. Кроме нее, в главных ролях снялись ведущие итальянские и французские кинозвёзды того времени — Марчелло Мастрояни, Филипп Нуаре, Мишель Пикколи, Уго Тоньяцци.

Французский кинематограф

Французский кинематограф настолько французский, что даже отвратительное обжорство сумел успешно объединить с романтической любовной линией. В необычном детективе французского режиссера Тьерри Бинисти, с многозначительным названием «Обжора» (2003), убийство, которое расследует комиссар полиции Ришар Селена, отходит на второй план по сравнению с тем, что переживает сам герой. Это одинокий и несчастный, ожиревший полицейский. Воспоминания многолетней давности о смерти девочки, в которой он винит себя, делают жизнь толстяка невыносимой. Комплекс мнимой вины Селена пробует «заесть», и днем и ночью запихивая в себя огромные порции еды.

Даже ящики его рабочего стола в полицейском отделе доверху завалены батончиками «Сникерс».

Но от этого он еще больше ненавидит себя, свое одиночество и свое тело. Даже зеркало в его комнате накрыто, потому, что смотреть на свое отражение ему невыносимо.

Эрик Кантана в фильме Обжора (2003) Эрик Кантана в фильме Обжора-2003

(В таком виде наверняка сложно узнать нападающего футбольной сборной Франции и английского клуба «Манчестер Юнайтед», некогда получившего от болельщиков прозвище «Король Эрик». Да-да, это тот самый амбициозный Эрик Кантона, который в 1997 году сменил карьеру футболиста на актерскую деятельность, а в 2012-ом объявлял о намерении баллотироваться на пост президента Франции. Это ему посвящен фильм британского классика кино, кинорежиссёра Кена Лоуча, — «В поисках Эрика»).

кадр фильма Обжора-2003--Далее, по сюжету детектива, ситуацию меняет появление юной художницы-арабки Эльзы (исполнительница ее роли, Рашида Бракни – настоящая жена Эрика). Сыщик считает Эльзу соучастницей убийства, но тайно испытывает к ней симпатию. И вместо расследования, обязует девушку каждый вечер в течение года приходить к нему на ужин. Понятно, что при таком теле и такой ситуации речь идет не о сексе: толстяк интуитивно почувствовал, что в ее присутствии он может попробовать справиться со своим безобразным обжорством.

Мастерство режиссера проявилось в умении передать драматизм и психологически точно объяснить, что за каждым пороком, в том числе и обжорством, скрывается внутренняя трагедия человека. Детективные перипетии сюжета всего лишь придают фильму некоторую динамику. Причем, развязка напоминает классический хэппи-энд «Красавицы и чудовища»: первоначальное омерзение девушки от вида чавкающего жирдяя, в итоге смениться пониманием, что в этом 200-киллограмовом теле кроется большое, доброе сердце.

Американский кинематограф

Фильм «Обжора», отчасти, представляет собой апгрейт американской мелодрамы «Толстяк» ( Fatso), которую в 1980 году сняла актриса Энн Бэнкрофт. (Роль миссис Робинсон в драме Майка Николса «Выпускник» принесла актрисе много наград и затмила все её другие киноработы).
постер фильма Толстяк (1980)Вышедший еще в эпоху видеокассет, фильм «Толстяк» кажется несколько простоватым. В нем показана обычная, без особых прикрас, жизнь американца итальянского происхождения. Герой фильма — пухленький добряк, не мачо и не мафиози, и не владеет рестораном (что стало стандартом в более поздних кинолентах про итальянцев в Америке). Картина вышла в прокат, когда еда еще не была культом, а повальное ожирение не стало актуальной проблемой. Хотя в фильме пророчески обозначена: сентиментальный добряк Доминик любит еду до одержимости. Привычка детства, когда его утешали конфетой или куском торта, выросла вместе с ним. С годами, и счастье и несчастье только увеличивали эту потребность.
А кто умеет готовить лучше итальянцев? Пирог за пирогом, лазанья за лазаньей – так умер любимый двоюродный брат киногероя, – толстяк Сальвадоре, игравший на тубе, такой же грузной, как и он сам. Заручившись поддержкой родственников, Доминик решил худеть…

С этим процессом связано большинство комедийных моментов, вроде того, как герой, не удержавшись, съедает всю китайскую еду, которую доставлял заказчикам. Или, как он закрывает холодильник и кухонные шкафы при помощи цепей и ключа, но, насмотревшись по телевизору рекламы пиццы и пирожных, угрожает брату ножом, чтобы тот отдал ключи.
Приятели из группы поддержки для худеющих, куда попал Доминик, оказываются в несколько раз толще его самого. И такими же жалкими. Приехав посреди ночи, чтобы поддержать обезумевшего от приступа обжорства толстяка, они сами накидываются на еду, опустошая даже полки с замороженными полуфабрикатами.
Одним словом, комедийная часть основывалась на теме обжорства. Но Бэнкрофт по-женски обрисовала это все любовными сердечками. И вот, на пути увальня встречается прекрасная девушка, работающая в сувенирном магазинчике неподалеку. Она почти идеальна: на половину итальянка, в то же время — милая блондинка, католичка, но не фанатична. Влюбившись в нее, Доминик просто перестает искать утешение и радость в одной лишь еде. Что, собственно, произошло и с комиссаром полиции из фильма «Обжора».

актер Дом ДеЛуиз (Dom DeLuise)Конечно, для 80-того года изображать симпатягу Доминика в виде грузной туши, как у комиссара Селена, было немыслимо. Зрители любили комика Доминика ДеЛуиза за образы, которые он создал, работая с актером Бёртом Рейнольдсом в фильмах — Гонки «Пушечное ядро», «Смоки и бандит», «Лучший публичный дом в Техасе», и самостоятельно — в нескольких популярных телешоу. (В «Шоу Дина Мартина» ДеЛуиз был известен, как Доминик Великолепный). Однако, самым известным периодом в его деятельности, до сих пор считается сотрудничество с Мэлом Бруксом, у которого он снялся в нескольких культовых фильмах: «Космобольцы», «Робин Гуд – Мужчины в трико», «Пылающие седла» и «Всемирная история».
Наверное, мало кто предполагал в то время, что Доминик ДеЛуиз и в самом деле заядлый кулинар. Он даже опубликовал ряд книг по кулинарному искусству. И на протяжении последних лет своей жизни регулярно сотрудничал с радиошоу «Дома с братьями Кэри», делясь со слушателями своими гастрономическими секретами.

Венгерский кинематограф

кадр фильма Таксидермия (2006)

Венгерский кинематограф всегда занимал обособленное место в киноискусстве, удивляя своей неординарностью. Диковинно выглядит и фильм «Таксидермия» (2006), режиссера Дьёрдя Пальфи. Уже само название, обозначающее набивку чучел, указывает на весьма неоднозначное отношение к такому понятию, как «тело». А проецировать это название на тело человека — равносильно броску камня в витрину философии, осколками которой засыпан весь сюжет. Не зря в отношении этого фильма нет однозначности. «Таксидермию» называют по-всякому, — и социальным гротеском, и провокацией, и кунсткамерой уродов.

Сложнейшее по форме произведение скрывает в себе и фрейдизм, и сюрреалистические страхи Линча, и основы Бытия от немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, и прочее, прочее. К тому же, это аллегория и сатира на разлагающийся строй стран соцлагеря, начинающаяся с войны и символически оканчивающаяся самоубийством и изготовлением из себя мумии.
Поверхностной, и более наглядной, является история о трех поколениях мужчин, трёх поколениях порока, и тех, кто его пестовал. Начинается она с изломанной войною судьбы лейтенанта, продолжается рассказом о его толстом сыне Кальмане – чемпионе Олимпийских игр среди едоков, который влюбляется в такую же тучную Гизеллу. А их сын вырастет, чтобы стать худым тихоней, набивщиком чучел.
Со временем, его уделом станет уход за желеобразной тушей отца, занятого поеданием сотен шоколадных батончиков, просмотром тупых американских шоу и комментированием жизни бестолочи-сына на этом чертовом свете.

кадр фильма Taxidermia_(2006)_György_Pálfi== кадр фильма Таксидермия-2006-Дьердь Пальфи

Если, вдруг, захотите посмотреть этот мизантропический фильм, будьте готовы увидеть неэстетичную разделку туши свиньи и человека, диковинный секс, соревнование в обжорстве с последующим смачным опустошением желудка, самого мерзкого толстяка, кормление кошек маргарином и даже мумифицирование самого себя….

Да, ладно, не пугайтесь 😉 . На самом деле, все эпатажные моменты никак не влияют на великолепную режиссерскую и операторскую работу. Сюжет и сцены фильма интересны и нетривиальны. Камера оператора иногда напоминает лихие кавказские танцы, а иногда — аттракцион, но визуальная эстетика во всем правит бал. И этот, и другие удивительные фильмы Пальфи, остаются в памяти на долгие годы.

Каллорийные комедии

Конечно, тему обжорства не раз использовали и в более легких «весовых категориях», — в документальных и комедийных жанрах. Из документальных кинолент примером может послужить «Двойная порция» (Super Size Me,2004), обличающая вред питания в сети ресторанов фаст-фуд «Мак Дональдс». Из комедий навскидку можно припомнить британский «Дневник Бриджит Джонс», где симпатичная героиня (Рене Зеллвегер), ведущая не очень здоровый образ жизни, комплексовала по поводу своего лишнего веса.
Или даже культовый анимационный сериал, с его пузатым фронтменом — Гомером Симпсоном, страдающим избыточным весом, и не в последнюю очередь — из-за любви к пончикам и пиву.
Нет смысла перечислять сотни иных киноработ «легкого поведения» 😉 , которые в той или иной мере относятся к теме обжорства. Это, так сказать, сладкий и любимый кинодесерт для многих зрителей. А вот жанр ужасов, наверное, следует причислить к острым кино-закускам.

«Ужасная» еда

Альфред ХичкокТо, что еда в «ужастиках» еще более популярна, чем в комедиях – наверное, естественно. Нет-нет, речь не о вампирах и каннибалах, как некоторые подумали, связав слова «естественно» и «еда» 🙂 . Речь, скорее о генной наследственности, если учесть тот факт, что Адамом-родоначальником такого художественного эффекта, как «саспенс», был толстяк, склонный к булимии, известный миру, как Альфред Хичкок.

Известно, что когда он не работал, — он ел и пил. Причем делал это с раблезианским размахом. Его чревоугодие и пьянство было сродни наркомании.
В бурных 20-х, не ладя с продюсерами, он утешал себя многочасовыми одинокими обедами в ресторанах, откуда прямиком отправлялся на ужин к маме. Сдвигал часы трапез так, чтобы завтрак с крепкими напитками, перерастал в обед, обед — в чаепитие, чаепитие — в распитие коктейлей, а коктейли — в ужин, состоявший из дюжины перемен блюд. В гигантском холодильнике у него дома хранилось мясо, которое он выписывал со всего света. Хичкок говорил, что еда заменяет ему секс. Хотя, тут он возможно приврал. Едой и алкоголем он, скорее всего, заглушал ту темную сторону, которую реализовал в своих фильмах-триллерах с маниакальными убийцами. Неизвестно чего можно ожидать от человека, который в меню своего званого ужина, включает блюда под названиями «Жанна на углях», «фаршированные трупы в пикантном соусе», «свежеотрезанные дамские пальчики». Хорошо, что дядюшка Хич снимал много фильмов и много ел. Возможно, это отвлекло его от куда худших увлечений… Ужасно даже представить.

Ну, и если уж речь зашла про ужасы, в контексте статьи и в виде ее резюме, напомним про одну экранизацию маэстро ужасов — Стивена Кинга. Это триллер «Худеющий» (1996). В отличие от снятых десятью годами ранее ужастиков «Ночь страха» или «Байки из склепа», где кошмар граничил с черным юмором, режиссер Том Холланд создал мистический триллер о «преступлении и наказании». В данном случае, наказанием стало, — как ни странно, — исполнение заветного желания.
В двух словах, для тех, кто не видел фильм. Упитанный адвокат Билли Хэллек был вполне доволен жизнью. Единственное что его мучило – это излишний вес. Он страстно мечтал похудеть (что не мешало ему плотно закусывать по вечерам).
Все идет кувырком, когда он сбивает машиной цыганку и, благодаря связям, избегает наказания в суде. Оно настигает его в виде цыганской порчи: Хэллек (в фамилии угадывается англ.слово «хэлл» — ад), начинает стремительно худеть. Ему никто не верит, что он как обычно ест после шести, диетами и спортом не увлекается, но худеет с каждым днём. И скоро практически превращается в скелет.

кадр триллера Худеющий (1996) кадр триллера Худеющий-1996==

Финал триллера «Худеющий» заставляет поразмыслить о желаниях, человеческих недостатках и наказании за свои грехи. Так что подумайте, прежде чем легкомысленно мечтать о похудении. Еда – дело серьезное и ошибок не прощает  🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать − одиннадцать =

25552961
Вверх