В термине «Dinner theater» первое составное слово определятся как приём пищи (в частности, вечером). Второе слово — «театр». Соответственно, в итоге получаем такое понятие, как «ужин в театре» или «ужин-шоу». В русифицированной версии определение получило название: «ресторан-театр».
Dinner—theater (ресторан-театр) по сути является формой развлечения, сочетающей в себе ресторанную трапезу с театральными или музыкальными постановками. Они могут быть как вторичны по отношению к трапезе (в стиле ночного клуба) так и, наоборот, — когда именно сценарная постановка играет основную роль сбора посетителей. Правила и регламенты отсутствуют: зрелище может происходить во время или после ужина; после того, как основное блюдо подано, или в перерывах между актами.
В любом случае, Dinner—театру свойственна дуальность самой жизни: очевиден симбиоз духовного с материальным, живого театра с кулинарным искусством.
К первым образцам «театра за ужином» можно отнести праздничные, музыкально-поэтические мадригалы среднего века. Они были платформой для различных творческих экспериментов в области сочетания поэзии, музыки и театрализации. Иногда постановки оказывались интерактивными: публика вовлекалась в действие труппы, например, исполняя роль массовки. Или группы жонглеров, певцов и комедиантов, развлекали зрителей вне сцены. Во время подобных празднеств, зачастую использовалась символика еды (например, голова кабана применялась, как универсальный символ основного блюда) и ее реальные элементы: напитки, закуски и салаты.
Начиная с 50-десятых годов нашего столетия культура «dinner-theater» стала бурно развиваться в Соединенных Штатах. Каждое такое заведение имело свои особенности и свои индивидуальные черты. Многие из них были связаны с именами знаменитых людей. Театры появлялись, расцветали и терпели крушения, оставляя следы в истории и культуре страны.
Так, в 1950 году, в Филадельфии был открыт ночной клуб «The Latin». Целое десятилетие клуб оставался супер-популярным центром посещения публики. Многие топовые артисты того времени выступали в нем. В их числе были Гарри Белафонте, Луи Армстронг, Джимми Дюранте, Дин Мартин, Джерри Льюис, Сэмми Дэвис-Младший, Лайонел Хэмптон… В 60-тых клуб перестроили в стиле Лас-Вегаса, сделав пышный концертный зал, с плюшевыми мягкими креслами на 1500 посадочных мест. Он считался одним из самых стильных «ресторан-театров» с оригинальными представлениями, едой и напитками. В конце 70-тых клуб был закрыт. И хотя были попытки его реорганизовать: там создавали то дискотеку, то рок-клуб, но в декабре 1982 года он был окончательно закрыт и позже попросту снесен.
Но апологетов идеи становилось все больше. Герберт и Каролин Блумберг (Bloomberg), движимые страстью к бродвейским шоу, решили организовать у себя в городке Chanhassen, на территории заброшенного участка АЗС, склада и кукурузного поля — большой развлекательный комплекс. При всей кажущейся утопичности мечты – театр, названный ими «The Frontier» — был открыт в 1968 году. Дебютной стала пьеса, с красноречивым названием «Как преуспеть в бизнесе без особых усилий».На фотографии видно как выглядело здание в день открытия, куда на своих авто съехались все городские чиновники.
Более 10 миллионов посетителей принял «Chanhassen Dinner Theatres’» с момента своего открытия. А за все время существования, на его сцене было более 220 постановок.
А вот как выглядит современный зал этого театра
К созданию «ресторан-театров» подходили и более системно. Предприниматель из Вирджинии Говард Дуглас Вулф был первым, кто создал франшизу «Магия Сцены» и на платформе своего «Barn Dinner Theatre» организовал сеть из 27 театров, расположенных в разных штатах. В период расцвета его предприятия ажиотаж у публики создавали специальные архитектурные и технические конструкции, позволявшие быстро трансформировать сцену, менять тематическое оформление и особенно то, что во время спектакля актеры лично могли разносить по залу напитки. А ведь там выступали такие «звезды» того периода, как Роберт Де Ниро (Robert De Niro), Микки Руни (Mickey Rooney) и другие известные исполнители. Памяткой о временах расцвета Barn Dinner-театров на сегодня остается лишь отделение в Северной Каролине (организованное еще в 1964 году), которое оставлено в оригинальном виде и до сих пор находится в эксплуатации, да мемориальный памятник Говарду Дугласу Вулфу на кладбище Мерион, в штате, где он проживал.
Подъем активности Dinner-театров пришелся на конец семидесятых. В 1976 году уже насчитывалось 147 действующих профессиональных заведений. Не в последнюю очередь их популярность была обусловлена участием в представлениях «звезд» золотой эры Голливуда и кумиров телевизионных шоу.
Некоторые организаторы делали ставку на креативность самих постановок. На сценах появлялись неожиданные жанры и стили: от мюзиклов и комедийных шоу до трэш-представлений и эксцентричных детективов, с привлечением зрителей для исполнения небольших ролей.
Тем не менее, к середине 80-тых большинство Dinner-театров пришли в упадок. На судьбу многих «ресторан-театров» повлияла нестабильность экономики. Казалось, что они бесповоротно утратили свою привлекательность, но после 2000 года для них началась «эпоха Возрождения». По подсчетам «Нью-Йорк Таймс» в 2006 году в состав национальной ассоциации Dinner-театров вошло 32 участника. Подобные заведения были и остаются весьма привлекательными с точки зрения бизнеса для организаторов, и не менее завлекательными зрелищами для туристов.
Кликнув по следующей фотографии, можно примерно представить себе, как выглядит «ужин-шоу» с грандиозной постановкой «Pirates Dinner Adventure».
Сцена представляет собой 15-метровую реконструкцию испанского галеона XVIII века, а зрительские ряды — палубы шести соседних кораблей. Каждую такую секцию обслуживают «настоящие пираты», участвующие в постановке. Здесь как бы стираются грани между залом и сценой, а рыбные блюда из ресторанного меню кажется пахнут пороховым дымом. Многие сравнивают это с выступлениями циркового шоу «Цирка Солнца» (Cirque Du Soleil). И хотя зрители часто сетуют на дороговизну билетов ( около 60$), все равно на подобные шоу съезжаются издалека, их посещают неоднократно и целыми семьями.
Для тех, кто не смотрел грандиозные постановки «Цирка солнца» приведем маленькую «цитату» из их выступления
Поэтому закономерно, что театральная кассовая выручка еще в конце 90-тых по стране в целом составляла более 17-ти миллиардов долларов. Вот почему Dinner Theatre бессмертны.
В новых реалиях, звезды кино и телевидения, известные музыканты и публичные личности с удовольствием участвуют в представлениях Dinner-театров. А тематика спектаклей расширила диапазон от классики американской культуры, вроде мюзиклов и stand-up comedy до современных арт-постановок. Кроме того, к приготовлению блюд привлекают поваров со всемирно известными именами. Так что и гурманы кулинарии и ценители театрализованных постановок остаются в восторге.
В последние несколько лет индустрия праздников начала бурно развиваться и в России: на рынок вышло около 500 кейтеринговых компаний и 450 event-агентств. В геометрической прогрессии множатся кулинарные шоу. Но их даже примерно нельзя отнести к направлению «ресторан-театров».
Реальным представителем этого направления является концептуальный театр «Чаплин-холл», с залом на 150 посадочных мест, открывшийся в Санкт-Петербурге под девизом: «интересно есть, вкусно отдыхать». В меню ресторана входят блюда разных стран мира, а развлекательная программа состоит из всевозможных шоу, концертов и спектаклей, куда приглашают российских и зарубежных исполнителей. Интерьер заведения навеян мотивами старого парижского театра.
Для объективности следует упомянуть, что у нас существуют десятки «дальних родственников» культуры Dinner Theatre, лишь внешне схожих с оригиналом.
Например, московский «театр-ресторан «Бульвар», при всей бесспорной креативности организации пространства и интерьера, — по сути, все-таки остается банкетным залом, а не становиться от этого театром.
Московский клуб-ресторан «Турандот» не сделает театром ни старинная архитектура, ни антикварные предметы ее антуража. Не потому ли декорацией для российской, сатирической комедии «Пока ночь не разлучит» служит подобное заведение.
В заблуждение могут так же вводить и сами наименования. Например, «Гастрономический театр Чемодан», созданный Олегом Меньшиковым, скорее можно отнести к формату «литературных кафе». Подобная путаница и с названием «ресторан Театр Корша».
Остается только надеяться, что по-настоящему зрелищные «ужин-шоу», заставляющие миллионы туристов ездить на их представления в Штаты и Европу, когда-нибудь появятся и у нас.