Пончики в Америке популярны не меньше, чем продукты McDonald’s. В США существует даже национальный праздник День Пончика, который американцы ежегодно отмечают в первую пятницу июня. Но, если изначально праздник был посвящен девушкам, разносившим пончики для солдат Первой мировой войны, то со временем он стал все больше ассоциироваться с брендом Dunkin’ Donuts. Изображение этих пончиков, покрытых разноцветной глазурью, приобрело культовое значение и вышло за рамки гастрономических интересов. Узнаваемый во всем мире бренд начал использоваться при съемках рекламы, клипов и кинофильмов, оказался элементом компьютерных игр и объектом поп-арт искусства.
Родина пончиков Донат
Родиной пончиков Dunkin’ Donuts считается штат Массачусетс. Там, в 1950 году, предприимчивый Билл Розенберг зарегистрировал первую точку продаж пончиков под такой торговой маркой. Довольно быстро пончиковые закусочные с этим логотипом стали одними из любимых заведений жителей США, а позже — и других стран.
Американские пончики готовятся во фритюре, с полным погружением в кипящее масло. Пончики при таком приготовлении обретают аппетитную внешнюю корочку золотистого цвета. При этом, изнутри американский пончик напоминает сдобную булку — и на вид, и на вкус. Для начинки донатсов используют шоколад, различные кремы, фруктовые джемы и прочие сладости. А для украшения горячих пончиков их поверхность поливается специальной глазурью с добавлением цветной кондитерской присыпки, молотых орехов, шоколадной стружки и пр.
Интересной деталью продвижения пончиков на рынок в те далекие годы были конкурсы Miss Donut, на которых американские красавицы 50-х с азартом боролись за титул «Королевы пончиков», жизнерадостно рекламируя лакомство.
Для выяснения спорных вопросов в сфере конкуренции и авторства даже существовали Большие пончиковые дебаты (Great Doughnut Debate), на которых, в частности, судом было установлено, что дырку для пончика изобрел в 1847 году голландский эмигрант 15-летний Хэнсон Грегори.
Время же — как самый высокий суд. Оно присудило пальму первенства кофейням-кондитерским Dunkin’ Donuts. Через франчайзинг по всему миру распространились стиль и культура Dunkin’ Donuts.
Торговые сети пончиковых
Второй по популярности является торговая сеть кофеен «Krispy Kreme». Их логотип с надкушенным пончиком забавно напоминает значок Стива Джобса.
Обе упомянутые корпорации насчитывают тысячи торговых точек в разных странах мира. Но не смотря на то, что Krispy Kreme образовалась еще в 1937 году, по объему продаж она значительно уступает своему именитому конкуренту.
Более мелкие сети и «продавцы-одиночки» вынуждены находить узкие специфические ниши, творчески подходя к маркетингу. Таким примером могут быть владельцы необычной пончиковой Voodoo Doughnut. Второе десятилетие их заведение специализируется на донатсах, начинкой для которых служит… бекон. Ежедневно в пекарне Voodoo Doughnut пончиков с беконом выпекается в десять раз больше, чем любого другого. Эти донаты выглядят отвратительно: соленый бекон кажется неуместным на сладком пончике с кленовым сиропом. Но с появлением кулинарного «чуда» очередь в донат-шоп увеличилась в разы. Необычные пончики с беконом разбирают, как горячие пирожки на славянских вокзалах.
Уловив скрытую тенденцию, десерт с беконом начали предлагать сотни производителей сладостей, от мелких кондитерских до американского продуктового гиганта Safe Away. А недавно и сеть пончиковых Dunkin Donuts стала подавать своим посетителям на завтраки — сладкие глазированные донатсы с торчащими изнутри беконом и яйцом.
Еще одним вариантом изворотливости стал поиск «правильного» торгового места. Например, Randy’s Donuts ухитряются выживать, расположив пончиковую поблизости от аэропорта Лос-Анджелеса. Их фирменный гигантский пончик виден даже с борта самолета.
Пончики в живописи
Гигантоманию, присущую американцам, а так же преувеличенное значение фаст-фуда в культуре их питания, еще в 60-х годах троллил классик поп-арта Клаас Ольденбург, представляя зрителям свои арт-композиции «Гигантский гамбургер». Некоторые поп-арт художники из Лос-Анджелеса продолжают эти традиции, снабдив его сарказмом и гротеском в современном духе. На эпических картинах калифорнийского художника Кенни Шарфа (Kenny Scharf) гигантские пончики парят в космосе или висят в небе над странными сюрреалистическими ландшафтами, обретая прямо-таки вселенский масштаб.
Следует отметить, что именно в Лос-Анджелесе в семидесятых годах возникло такое художественное течение как Lowbrow, или поп-сюрреализм. Оно пережило своё возрождение благодаря молодым художникам и сейчас стало мейнстримом. Лос-анджелесский иллюстратор Эрик Джойнер (Eric Joyner) около 20 лет работает в жанре поп-сюрреализма. Главными героями картин Эрика являются японские олд-роботы и гигантские пончики.
Нельзя не упомянуть об истоках всех этих современных техно-арт течений в живописи, использующих пончики в своих работах. Одним из первых на сладкий глазированный десерт «положил глаз» классический американский поп-арт. О творчестве пионера этого жанра, художника Мела Рамоса, уже рассказывалось в предыдущих статьях. Он прославился своими красочными картинами с обнаженными девушками на фоне брендовых продуктов Америки, в том числе и пончиков Dunkin’ Donuts.
Но картины, как и книги, все больше становятся раритетом. Новая эра, с развитием средств коммуникаций и технологий, обеспечила проникновение «пончиковой мании» во все виды искусства и массмедиа.Чтобы убедиться в этом, можно обратиться к американскому кинематографу и хронологически проследить появление пончиков на экранах.
Пончики в кинематографе
Первые упоминания о пончиках в американском кино появились вскоре после Первой мировой войны. Именно тогда донатсы впервые вышли на мировую арену, став популярным лакомством для американских солдат. Пончики готовили и приносили на передовую «пончиковые куколки» (doughnut dollies) – именно так называли девушек-добровольцев, прибывавших в Европу из Соединенных штатов.
Поэтому не удивительно появление пончиков в послевоенном, черно-белом фильме 1923 года «Короткие заказы» (Short Orders). Роль официанта в нем играл комик Артур Стэнли Джефферсон, более известный под псевдонимом Стэн Лаурел. Он был одним из участников самого популярного на то время комедийного дуэта в кино — «Лаурел и Харди».
В сцене с пончиками Лаурел измеряет их линейкой, комично доказывая клиенту что их толщина вполне прилична. Чем-то очень похожим на пончики «запихивается» и оголодавший персонаж Чарли Чаплина, тайком таскающий их с прилавка.
Но время простодушных гэгов и скетчей быстро прошло. И в 50-х, сам того не ведая, Голливуд заложил под себя «мину замедленного действия», иронично увязав пончики и полицейских. На долгие годы это стало устойчивым стереотипом в кино и причиной возникновения целой субкультуры «полицейских пончиков».
Полицейские пончики
В большинстве фильмов про американских полицейских стали появляться сцены с располневшими копами, жующими пончики в авто или на ходу, и в спешке обсыпающие форму сахарной пудрой: именно в момент еды с ними приключалось что-нибудь неожиданное. Комедийный цикл 80-х годов «Полицейская комедия», состоявший из 7 фильмов, был сделан в пародийном ключе и, конечно же, не обошелся без подобных подшучиваний.
Нужно заметить, что шутки по поводу пристрастия копов к пончикам имеют вполне жизненную основу. Пончик-шопы (donut shop) стали популярны среди полиции потому, что работали фактически до последнего клиента. Это было удобно для людей в синей форме с их круглосуточными дежурствами. Помимо самих пончиков и кофе, для полицейского было важно иметь какое-то место, чтобы просто присесть. Кстати, сами полицейские тоже любят иронизировать над своей «зависимостью» от пончиков. Для этого в США даже создали специализированный сайт полицейских, где они размещают всевозможные фотохохмы с «полицейскими пончиками». А выпускникам Хьюстонской полицейской академии традиционно дарят коробку свежих пончиков.
В культовом сериале «Твин Пикс» (режисера Дэвида Линча) комедийное идет под руку с мистическим. Если совы, светофоры и загадочные рисунки в сериале выступают мистическими символами, то пончики несут явно комедийный подтекст. Они мелькают в кадре с первой же серии, а в какой-то момент их становится настолько много, что агенту Куперу и шерифу Труману оказывается негде работать: стол для переговоров в полицейском департаменте оказывается полностью завален пышными пончиками. Так режиссеры сериала иронично обыгрывали стереотип о том, что копы питаются исключительно пончиками.
В конце 80-х, вырвавшись за рамки комедии, пончик засветился в военной драме «Цельнометаллическая оболочка» режисера Стэнли Кубрика. Те, кто ее смотрел, знают какая судьба постигла этот одинокий «военный пончик», вместе с его обладателем и сослуживцами. Тем, кто еще не видел этот антимилитаристический шедевр, не взирая на его почтенный возраст и совсем не комедийное содержание – советуем посмотреть.
Перейдя рубеж 90-х, пончик стал осваивать современные жанры кино. В фильме ужасов «Кровь и пончики» капли крови обагрили любимое кушанье американских копов… (шутка).
На самом деле, – это обаятельное низкобюджетное кино, в котором излагается утонченная история дружбы между вампиром и простым человеком. Тематически и атмосферно фильм напоминает шведскую киноленту 2008-го года «Впусти меня». Только нордическую романтику подменил мягкий юмор. Фильм затерялся на фоне дешевых поделок на эту тему, но некоторые считают его одним из лучших фильмов о вампирах, созданный на тот период.
В последнее время в Голливуде наступила эпоха ренессанса кулинарной тематики. Каждый год на экраны выходят фильмы с гастрономическим уклоном. Даже Джон Фавро, известый зрителю как режиссер двух первых фильмов “Железный человек», снял в 2014-ом году стопроцентно авторское кино «Повар на колесах».
Он сам написал сценарий для фильма, спродюссировал его и сам снялся в главной роли. Живописные сцены приготовления и дегустации еды занимают чуть ли не половину экранного времени. В одной из сцен, по сюжету, он с сыном посещает скромное и непритязательное с виду кафе Дю Монд (Café du Monde). Мало кто из неосведомленных зрителей догадывается, что это культовое кафе Нового Орлеана, где на протяжении столетия подают единственное блюдо — квадратные французские пончики «бенье» (beignets) с кофе о лэ (cafe au lait).
Угостив сына пончиками, мудрый кулинар говорит ему: « не торопись есть пончик… это твой первый вкус пончика… он не забываем…».
Но, поистине «гомерическим» пончик стал после появления культового мультсериала «Симпсоны». Один из его главных героев Гоме́р Джей Си́мпсон — отец забавной американской семейки. Гомер воплощает в себе несколько американских стереотипов рабочего класса: он является неопрятным, неуклюжим, ленивым, сильно пьющим и невежественным. К тому же Гомер страдает избыточным весом. И не в последнюю очередь — из-за любви к пончикам и пиву.
Большинством искусствоведов Гомер объявлен, как «величайший комический персонаж современности». В списке выдающихся мультипликационных персонажей он занимает второе место после нахального кролика Багза Банни со студии Warner Bros.
Изображение Гомера стало эмблемой тысяч товаров ширпотреба, а чрезмерная любовь Гомера Симпсона к розовым пончикам — вспомните, как в одной из серии он продал за пончик душу дьяволу! — породила «вирусный» интернет-мем гротескных изображений Гомера с пончиком.
«НЕ БЫВАЕТ невкусных пончиков!» — Гомер Симпсон.
.
Креативные кондитеры тоже заразились этим весельем. И даже в домашних условиях наловчились делать торты- пончики, ассоциирующееся с мультяшным героем. У них здорово получается передавать характерные привычки этого культового персонажа, исполнив их в его же любимом сладком материале.
Конечно, глядя на фото невозможно оценить скрытые достоинства кулинарного произведения. А за забавной внешностью иногда кроются выдающиеся данные. К примеру, на фото справа — мега пончик весом 2 кг. При этом его диаметр-24 см. Рост Гомера-28 см.
Или вот характерный тортик «С днем рожденья, Гомер» интимно скрывает, что он шоколадный изнутри.
Если же некоторым покажется. что тема с пончиками закрыта, то они ошибаются. Благодаря изобретательности кулинаров, пончик в Америке бессмертен, как Дункан Маклауд!
В мае 2013-го года небольшая кондитерская французского шефа Доминика Анселя, известного своими «гибридными десертами», начала распространять в Нью-Йорке свой новейший продукт: круассан и пончик в одном изделии, названное по нью-йоркской традиции сокращённо — крунат (круасан+донат). Это круглое пирожное из слоеного теста с заварным кремом внутри и глазурью сверху. Десерт стоимостью 5 долларов настолько популярен среди ньюйоркцев, что очередь перед кондитерской Доминика Анселя выстраивается еще за пару часов до ее открытия. Посмотрите как она выглядит и вам станет ясно, что история с пончиками — бесконечна.
В заключение, предлагаем вам видео-рецепт бездрожжевых пончиков-донатов, украшенных сахарной пудрой и шоколадным топпингом. Порция 8-10 шт. ( от канала «Шедевры кулинарии»)
При подготовке статьи частично использовались материалы сайтов: https://kulturmultur.com/ https://www.buro247.ua/ https://rusrep.ru/