«Кулинарные детективы» появились в эпоху постмодернизма «грешившего» вольным, а порой даже ироничным отношением к классике и традициям. В итоге селекции двух литературных жанров — кулинарных книг и классического детектива — в историях про сыщиков появились повара, умело расследовавшие преступления, и сыщики, которые мастерски готовили еду. Одним из таких литературных героев стал частный детектив Ниро Вульф, выдуманный американским писателем Рексом Стаутом.
Свою литературную карьеру Рекс Стаут (Rex Stout, 1886-1975) начал в 1910-х годах с написания статей для газет и журналов. Только через 20 лет он занялся сочинением детективов. Роман «Фер-де-Ланс» (Fer-de-Lance), изданный в 1934 году, стал его дебютом в детективном жанре. У нас это произведение известно под названиями «Остриё копья» или «Гремучая змея». Именно в этом романе впервые появился частный сыщик Ниро Вульф. В последствие, он стал главным героем 33-х романов и 40 новелл Рекса Стаута.
Популярность историй о легендарном детективе ничуть не уступает классическому циклу рассказов о сыщике Шерлоке Холмсе. Они даже построены по тому же принципу – повествование о подвигах и приключениях Ниро Вульфа ведется от лица его верного «оруженосца» Арчи Гудвина. Но вот привычками и внешним видом Вульф разительно отличается от худощавого английского сыщика.
Холмс, полностью погруженный в работу детектива-криминалиста, в основном, питался нерегулярно и наспех. Эксцентричный эстет Вульф был его полной (в прямом и переносном смысле) противоположностью. Наряду с увлечением литературой и разведением орхидей, американский детектив был гурманом и почти с маниакальным пристрастием относился к изысканной кухне и выпивке. По его мнению, не допустимо пропустить обед или ужин, как и потворствовать быстрой, а что еще хуже – посредственно приготовленной еде. Расследование преступлений было для него лишь источником обеспечения его эпикурейского образа жизни.
Фальстаф среди детективов
Один американский сатирик начала 19-го века метко назвал Вульфа «Фальстафом среди детективов», чем смог объять необъятное — образы беспринципного обжоры и пьяницы «сэра Джона Фальстафа» и грузного американского сыщика. Первый затмил собою титульного короля в исторической хронике Уильяма Шекспира «Генрих IV». (По объему описания этот персонаж в шекспировских пьесах занял второе место после Гамлета). В свою очередь, истории о детективе Вульфе составляют примерно половину литературного наследия Рекса Стаута. При этом, чревоугодие обоих – явная отсылка к образам классических литературных обжор.
Не удивительно, что еще одной «выдающейся» чертой знаменитого детектива была его чрезмерная полнота. В романе «Окончательное решение» вес Вульфа доходил до 285 фунтов (129 кг). Иногда сыщик пробует бороться с пагубной страстью, но его благие порывы обычно длятся не долго. Зато «кулинарные загулы», которых так опасался его референт Арчи, растягиваются на пару недель и более. Кстати, своими срывами он напоминает еще одного знаменитого толстяка – английского кинорежиссера Альфреда Хичкока. Тем более, что и у него и у Вульфа, невероятный аппетит сочетается с утонченным вкусом. Первый же роман из цикла о сыщике Ниро Вульфе начинается со сцены, где тот дегустирует 49 марок бутылочного пива, чтобы выбрать наиболее подходящее. Причем бутылки, которые подает ему личный шеф-повар Фриц, он открывает золотой открывашкой в 18 карат.
Тайна поваренной книги Ниро Вульфа
То, что Стаут хорошо разбирался в тонкостях кулинарии, выдают «косвенные улики», оставленные им для читателя. Например, кухонную резиденцию личного шеф-повара Вульфа — швейцарца Фрица Бреннера, украшают бюсты выдающихся поваров XIX века — Огюста Эскофье и Брийа-Саварена, чьи книги по кулинарному искусству остаются всемирно известными трудами. Интерьером его царства в подвале каменного особняка также является коллекция из сотен поваренных книг, старинные рецепты в рамках и два больших шкафа с антикварной кухонной посудой…
О познаниях Стаута свидетельствуют и многочисленные «кулинарные отступления» в его романах. Практически в каждой истории из цикла о Великом Сыщике обязательно присутствуют разные блюда с вычурными англо-франко-итальянскими названиями, от чьих описаний у читателя пробуждается аппетит.
Намек на то, что Вульф является искусным поваром, встречается в повести «Иммунитет к убийству». Детектива приглашают приготовить форель для иностранного посла. Там же упоминается, что он — автор изысканного салата, который часто встречается в меню европейских ресторанов. Ну, а споры гурмана-сыщика со своим поваром о тонкостях рецептуры вообще кажутся шедеврами юмористического жанра в миниатюре.
На создание кулинарного мира Великого Сыщика у автора «крутых» детективов ушло более 40 лет. Не удивительно, что в 1973 году Стаут опубликовал сборник рецептов «Поваренная книга Ниро Вульфа» (Nero Wolfe Cookbook), где приведены 225 рецептов блюд, упоминаемых в его детективах. Поваренную книгу ироничный автор разделил на 15 частей, среди которых «Ужин в жаркую погоду», «Ужин в холодную погоду», «Блюда для поднятия настроения», «Ужин на курорте Канаха», и.т.д.
*****
Для русскоязычных поклонников сыщика-гурмана наверняка будет интересна поваренная книга «За столом с Ниро Вульфом, или Секреты кухни великого сыщика». Ее авторами стали три незаурядных человека: Илья Лазерсон (президент Гильдии шеф-поваров Санкт-Петербурга и основатель собственной кулинарной школы); Сергей Синельников (постоянный автор кулинарных журналов «Гастрономъ» и «Шеф»), а также его жена Татьяна Соломоник, известная как великолепный переводчик.
Жанр своей поваренной книги авторы не зря определили, как «кулинарный детектив«. На основе сравнений переводов оригинальных текстов, авторы провели настоящие «кулинарные расследования» рецептов блюд, упоминаемых в детективных романах Стаута. Посидев с ними «За столом…», вы узнаете много интересных деталей. Например, отследите целую кулинарную интригу, которая кроется за кулисами английского слова «tart», в применении к выпечке повара Фрица. (Увидите лингвистический фокус, как фруктовые пирожки и торты с вишней превращаются в реальную тарталетку с черешневой начинкой).
Ассортимент пива и других спиртных напитков, которые употребляет гурман-сыщик, тоже стал поводом для настоящих литературных исследований. «Что, где, когда и как пьют в саге о Ниро Вулфе» подробно рассказывается тут.
Экранные образы Ниро Вульфа.
За период с 1936 по 2012 год, «кулинарные романы» с участием легендарного сыщика не раз адаптировались для телевидения и кино. К их числу относятся такие детективы Стаута, как «Fer-de-Lance» (1934), «Лига испуганных мужчин» (1935), «Слишком много поваров» (1938), «Золотые пауки» (1953), «Шампанское для одного» (1958), «Гамбит» (1962) и «Семейное дело» (1975).
После публикации романа «Fer-de-Lance», в котором дебютировал сыщик Ниро Вульф, киностудия Columbia Pictures приобрела у автора права на экранизацию его романа и выпустила фильм с красноречивым названием «Познакомьтесь с Ниро Вульфом» (Meet Nero Wolfe, 1936). В роли знаменитого детектива снялся актер Эдвард Арнольд (Edward Arnold), его помощника Арчи Гудвина сыграл Лайонел Стэндер (Lionel Stander), а роль клиентки Вульфа исполнила тогда еще малоизвестная актриса Рита Хейворт (Rita Hayworth), впоследствии ставшая суперзвездой Голливуда 40-х годов.
Экранизация «Лига перепуганных мужчин» (The League of Frightened Men), вышедшая на экраны кинотеатров в 1937 году, была еще одной картиной Columbia Pictures, поставленной по одноименной книге Рекса Стаута. Сыщика Ниро Вульфа в ней сыграл актер Уолтер Коннолли (Walter Connolly). Он начинал карьеру еще в немых фильмах, но признание получил в начале 30-х годов, когда снялся в нескольких фильмах с уже известными в то время звездами — Кларком Гэйблом и Мирной Лой. (Роль Арчи Гудвина, как и в первом фильме исполнял Лайонел Стэндер).
Эта экранизация стала второй и последней, сделанной при жизни писателя. И в первом, и во втором фильме сюжет и персонажи были далеки от литературного источника. Вульф образца 37 года не имел типично-грузной комплекция, вместо пива он пил какао, а повар Фриц вообще отсутствовал в сюжете. Поэтому, несмотря на то, что фильм был принят тепло, и окупил свой бюджет, Стауту эти постановки не понравились и он до самой своей смерти отказывался продавать права на экранизации своих работ, как Columbia Pictures, так и любым другим американским кинокомпаниям.
Возможно, ироничный автор одобрил бы более поздние киноадаптации его детективов. Наряду с попыткой соблюсти его стандарты, в них все более заметно влияние постмодернизма. Благодаря пройдохе Арчи, в экранизациях проскальзывают элементы «крутого» американского боевика, хотя доминирование эстета и гурмана Вульфа, по сути, делает их интеллектуальным английским триллером.
Телесериал «Слишком много поваров» (Zu viele Köche; 1960)
В немецком цикле криминальных фильмов, состоящим из 5 серий, созданных на основе одноименного романа Стаута, знаменитый детектив расследует отравление одного из участников всемирного кулинарного конкурса, куда гурмана выманили из его таунхауса в Нью-Йорке, соблазнив возможностью отведать изысканные блюда и произнести вступительную речь на открытии.
В своей книге «Телевидение — приключения на неизведанной территории» их режиссёр Курт Вильгельм упоминает о постановке так: «После начала показа нашей адаптации романа Рекса Стаута, некоторые смены на крупных заводах в Рурской области были перенесены, потому что рабочие хотели видеть продолжение сериала». Такой невероятный успех обеспечила великолепная команда актеров и постановщиков. В состав актеров входили Иоахим Фуксбергер (наиболее известный по многочисленным ролям в культовых фильмах Эдгара Уоллеса), Карл Майкл Фоглер, Хорст Тапперт, Карл Парила, Розель Шефнер, Роберт Граф и Хайнц Клевенов в роли детектива Ниро Вульфа.
За производство сериала отвечал Вильгельм Семмельрот, который в начале 60-х выпустил для WDR несколько постановок захватывающих детективов Фрэнсиса Дарбриджа. По словам известного немецкого политика Норберта Блюма, которому в то время было 27 лет, «вечером перед телевизором усаживалось около 20 миллионов человек — на улицах оставались только бездомные собаки и кошки».
Саундтрек для телесериала был написан Рольфом Вильгельмом, который писал музыку для «Нибелунгов», «Папа анте Портас» и «Скотланд-Ярд, преследующий доктора Мабузе». А одну из второстепенных ролей сыграл Гюнтер Граверт, который в 70-90-х годах стал режиссером-постановщиком нескольких эпизодов очень популярного сериала «Derrick», где инспектор мюнхенской полиции Штефан Деррик вместе со своим помощником Гарри Кляйном расследуют запутанные криминальные дела.
Телесериал «Ниро Вульф» (1969-1971)
Итальянской версией знаменитых приключений Ниро Вульфа и Арчи Гудвина стал мини-сериал «Nero Wolfe», который транслировался в 1969-1971 годах по главным телевизионным каналам Италии, включая национальный. Весь сериал состоял из 9 двухчасовых эпизодов и одного более короткого, озаглавленного «Колбаски в полночь».
Несмотря на то, что сериал практически полностью был снят в студии (за исключением некоторых кадров на улицах Нью-Йорка), постановка Джулианы Берлингер получилась очень удачной и зрелищной. Роль Вульфа в сериале исполнял талантливый актер Агостино Буаззелли, а его секретаря и верного помощника – Паоло Феррари. Ему удалось создать незабываемый образ Арчи Гудвина, который манерами и даже интонацией голоса напоминал Хамфри Богарта. К сожалению, талантливый актер умер в 2018 году.
Фильм «Ниро Вульф», США, 1979 год.
В 1977 году американский кинорежиссер Фрэнк Дж. Гилрой снял фильм, основанный на романе Рекса Стаута «Дверной звонок» (The Doorbell Rang). Фильм был задуман как «пилотный» эпизод для будущего телесериала, но год спустя после завершения проекта, внезапно умер актер Тайер Дэвид, исполнявший в нем главную роль. В дополнение к преждевременной смерти актера, помешавшей созданию сериала, претензии к сюжету «Звонка в дверь» предъявляло ФБР (в основном из-за нелестного изображения директора службы разведки Дж. Эдгара Гувера и его тайных агентов). В 1979 году «пилот» вышел на экраны, как отдельный фильм
Телесериал «Ниро Вульф» (1981)
Продюсеры этого телесериала надеялись, что ведущую роль в нем будет играть известный актер и режиссер Орсон Уэлсс. Хотя знали о капризах знаменитости. Кинокомпания Paramount в 1976 году уже предлагала Уэллсу эту роль. Но после года ожиданий телеканал ABС получил отказ. В этот раз, заносчивый актер вновь не согласился сниматься, якобы из-за творческих разногласий с постановщиками по поводу адаптации литературного персонажа Стаута.
30 июня 1980 года стало известно, что роль Ниро Вульфа в телесериале NBC будет играть Уильям Конрад. Актер был давним почитателем творчества Стаута, к тому же фактурно подходил на роль полного и неповоротливого сыщика. «Уильям был 100-процентным Ниро Вульфом» — сказал про него партнер по фильму Хорсли. На фото запечатлен актерский состав вместе с Ребеккой Стаут — дочерью Рекса и Полы.
Постановкой сериала занимался сценограф Джон Бекман, который прежде работал над такими известными нуар-фильмами, как «Касабланка и «Мальтийский сокол». Тем не менее, из-за несоответствия сюжету книги, сериал был плохо воспринят поклонниками детективов Стаута. Многие из них упрекали постановщиков в расхождении характера персонажа, созданного Конрадом с оригинальным образом Вульфа.
Американский телесериал «Тайны Ниро Вульфа» (A Nero Wolfe Mystery, 2001—2002), основанный на произведениях Рекса Стаута, представляет собой стилизованную драму, действие которой происходит в Нью-Йорке в начале 1950-х годов. В гл. ролях снялись актеры Тимоти Хаттон (Timothy Hutton) и Мори Чайкин (Maury Chaykin), который и получил наибольшую известность, как исполнитель роли Ниро Вульфа.
Телесериал получил высокие оценки за сохранение духа оригинальных историй Стаута, а также за джазовую музыку композитора Майкла Смолла и был номинирован на несколько наград, в том числе на Премию Эдгара Аллана По.
В тот же период у нас начали демонстрировать телесериал «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (2001), снятый режиссером Евгением Татарским. Главные роли исполнили Сергей Жигунов и Донатас Банионис. В 2004 году по настоянию Жигунова, продюсировавшего этот сериал, было снято его продолжение под названием «Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина» с тем же актёрским составом.
Несмотря на участие в сериале таких звёзд, как Донатас Банионис и Сергей Мигицко (роль швейцарского повара), сериал получил отрицательные отзывы и считается неудачей режиссёра Татарского. Снимавшийся в его нескольких картинах, Банионис также был невысокого мнения об этой работе: «Жигунов — приятный парень. А сам фильм так себе. Нет ни драматургии, ни искусства…».
Зато актер полностью разделял страсть своего героя ко всякого рода гастрономическим изыскам. «Какая хорошая сцена!»- восклицал Банионис, находя в сценарии, например, момент, где Вульф поедает блинчики с черной икрой. При этом, он машинально поглаживал накладной живот из паралона. Когда же эту сцену сняли с первого дубля, Банионис был так огорчен, что продюсер пообещал принести ему в перерыве еще порцию блинчиков с каспийской икрой.
Телесериал «Ниро Вульф» (2012)
В 2012 году коллега Джулианы Берлингер попыталась сделать что-то вроде ремейка телесериала 70-х, даже сохранив прежнее название. Каждая его серия представляла отдельный сюжет, позаимствованный из кулинарных детективов Рекса Стаута. Сериал открывался адаптацией романа «Фер-де-Ланс». Действия происходят в 1959 году в Риме, где живут Вульф и Арчи после отъезда из США. Лучший детектив Америки занят поисками хорошего повара, подготовкой оранжереи для своей коллекции орхидей, ну, и немного расследованием преступлений для обеспечения «сладкой жизни».
В эпизодах были использованы сюжеты романов «Гамбит», «Золотые пауки», «Слишком много поваров» и др. Несмотря на полное соответствие стаутовским стандартам и приличной игре актеров Франческо Паннофино и Пьетро Сермонти, исполнявших в сериале главные роли, ретро-сериал Берлингер превосходил его по всем статьям.
P.S.
Гений сыска и патологический гурман Вульф не единственный персонаж в криминальной литературе, «сдвинутый» на гастрономической теме. Собственно, сам детективный жанр весьма склонен к ее использованию, ведь, как сказала автор нашумевшего детективного романа «Ночной дозор», г-жа Фэйрстайн:«Еда всегда была одним из самых простых способов убить кого-то, что могут подтвердить и Агата Кристи, и Борджиа». (О «смертельной выпечке» Агаты Кристи читайте в статье).
Как пример можно еще привести и кухню госпожи Мегрэ в книгах Жоржа Сименона, и частного сыщика Спенсера (который страстно готовит угощения для своей возлюбленной). Также, разумеется, Кей Скарпетту — героиню романов Патриции Корнуэлл, которая, стараясь позабыть неприятные моменты медицинской экспертизы, убегает домой, чтобы целиком погрузиться в мир изысканной итальянской кухни. И некоторых других персонажей. Все они скорее относятся не к обжорам, а к гурманам. Хотя, эту тонкую грань между двумя состояниями легко потерять.