Нидерландский художник Питер Артсен вошел в историю мировой живописи как один из основоположников бытового жанра. Повседневная жизнь простолюдинов – крестьян, слуг, торговцев — на его картинах впервые заняла главное место. Натюрморты мастера полны красочных деталей и причудливо сочетаются с христианской символикой, подчас скрытой от современного зрителя.
Жизнь и творчество Питера Артсена (Pieter Aertsen, 1508 – 1575) связано с двумя городами — Антверпеном и Амстердамом. Именно в Антверпене художник прошел обучение, стал членом местной гильдии Св. Луки и приобрел славу талантливого живописца. Густонаселенный, богатый и процветающий Антверпен в середине шестнадцатого века был коммерческой и культурной столицей северной Европы, одним из крупнейших центров международной торговли, финансового дела и искусства, прославившись собственной художественной школой.
Питер Артсен в первые годы работы в Антверпене выполнял в основном заказы по созданию церковных алтарей. Но позднее главными в его творчестве стали жанровые композиции, “рыночные” и “кухонные” картины, в которых религиозные сцены были вынесены на задний план. Подобная скрытость объясняется тем, что живописец работал в период бурных иконоборческих волнений. Волна разрушения, которая охватила страны северной Европы в период Реформации, уничтожала многочисленные церковные образы — статуи, витражи, фрески, поскольку считалось, что протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении и чужда католическому идолопоклонству. К глубокому сожалению, не всем работам Артсена удалось пережить тот период.
Питер Артсен стал одним из первых художников, активно разрабатывавших жанр “перевернутого натюрморта”.
В таких картинах традиционная иерархия предметов была сознательно перевернута — красочные детали натюрморта размещались на переднем плане, в то время как повествовательные элементы уходили на второй. Привычные евангельские сюжеты, придающие изображению назидательный характер, развиваются где-то в глубине, как на картине «Христос в доме Марфы и Марии» или в одном из шедевров такого жанра — на полотне “Мясная лавка» (со сценой бегства в Египет).
Картина состоит из натюрморта и фоновой части, со скрытной символикой. Так, на переднем плане изображен натюрморт со столом, ломящимся от различных сортов мяса, битой птицы, колбасы. Но в глубине картины, в обрамление открытого окна, помещена сцена бегства святого семейства в Египет. Мы видим Деву Марию, предлагающую хлеб девочке — нищенке. За ней внимательно наблюдает Святой Иосиф. Характерно, что окно находится над блюдом, где крест-накрест (символ Креста Господнего) положены две сельди (рыба – древний символ христианства). Эта назидательная сцена находится в резком контрасте с кровавым обилием мяса на переднем плане.
Сцена в таверне, расположенная в правой части картины (возможно, иллюстрация к притче о Блудном сыне), более соотносится с мясным изобилием центрального натюрморта. Веселая компания у открытого огня ест устрицы (символ сладострастия и плотских удовольствий). Рядом со столом висит разделанная туша (символ смерти верующего). Мясник в красной рубахе, которую в Антверпене могли носить только члены гильдии, добавляет воду в вино для своих гостей.
Крошечные, далекие фигуры визуальной аллегории, противопоставляющей бренное и духовное, буквально завалены лавиной съестного на переднем плане.
Еще одна картина в жанре аллегории — “Обильная кухня”, написана художником в 1570 в Амстердаме, куда он переехал в средине 50-х годов, получил гражданство и уже остался в этом городе до самой смерти.
Все пространство переднего плана заполнено монументальной едой. В правой части картины располагается крестьянин со своим семейством, демонстративно повернувшись спиной к тому, что происходит в левой. Молодой человек, приобняв служанку, весело проводит время, распивая эль. Два старика с грустью смотрят в пространство, как бы предупреждая о быстротечности плотских удовольствий (“voluptas carnis”).
В творчестве художника есть целый ряд картин, в которых он ограничивается только одной-двумя крупномасштабными фигурами. Такие холсты характерны для зрелого стиля Артсена. В их числе знаменитая картина “Кухарки”, датированные 1559 годом. Необычность картин заключается в том, что для изображения простой женщины художник использовал приемы парадного портрета. Скульптурный силуэт с гордой осанкой, занимающий все пространство картины, излучает чувство уверенности. Вертел с нанизанными тушками скорее напоминает алебарду или маршальский жезл, но никак не приземленно-бытовой атрибут тогдашней кухонной утвари. В Нидерландах появление бытового жанра с изображением простых людей было связано с процессом демократизации искусства и ростом народного самосознания в период, предшествовавший борьбе за независимость и буржуазной революции.
Наверное, самым знаменитым полотном в наследии нидерландского мастера является картина “Яичный танец”, написанное в 1552 году. Такие бытовые картины, живоописующие незамысловатые развлечения простолюдинов, были особенно популярны в среде зажиточных горожан, поскольку обязательный морализаторский посыл часто бывал лишь предлогом для написания пикантной сцены. Как все полотна Питера Артсена, “Яичный танец” полон двойных смыслов.
Яичный танец был популярной игрой во время весенних народных праздников. Танцующий должен был выкатить ногами яйцо из миски, удерживая его внутри мелового круга, а затем накрыть его перевернутой чашкой. Естественно, яйцо не должно быть разбито. Внешний круг, за который не должен был выйти танцор, выкладывался разнообразными предметами (на картине — лук-порей, створки устриц и цветы). Призом, как правило, служила корзина яиц. На полотне она изображена на переднем плане. Лук-порей символизировал слияние мужской и женской силы, устрицы – сладострастие. Молодой человек за столом с кувшином эля распевает веселую песню, небрежно опираясь на плечо молодой женщины. За его спиной на столе лежит карта таро «Джокер», символизирующая глупость. За разгульной сценой наблюдает семейная пара (в проёме двери), которая на наглядном примере показывает своему сыну, как не надо себя вести.
Питер Артсен умер в 1575 году, успев воспитать целую плеяду художников, самым талантливым из которых был его племянник и ученик Иоахим Бейкелар (Joachim Beuckelaer). Сыновья Артсена – Пиер и Арта – также стали живописцами, достаточно успешными в свое время. Творчество Питера Артсена сыграло важную роль в становлении натюрморта как жанра, который получил дальнейшее развитие во фламандском барокко, в частности в работах Франса Снейдерса.
Трехминутный обзор картин Питера Артсена (Pieter Aertsen) под музыку из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта»