ВЫДАЮЩИЕСЯ ХУДОЖНИКИ ЧЕХИИ. МАРИНА РИХТЕРОВА.

графика Марины Рихтеровой

Известная чешская художница Марина Рихтерова является ярким представителем современного постмодернизма. Ее уникальные графические работы и акварели можно отыскать в галереях и центрах искусства Европы, Америки и Японии. Коллеги именуют Рихтерову «королевой поп-литографии», а искусствоведы сравнивают ее работы с картинами самых знаменитых художников Чехии. Большинство людей считает картины автора гениальными. И, как это зачастую случается с гениями, путь Рихтеровой к мировому признанию оказался довольно тернистым.

Биография Марины Рихтеровой

Марина Рихтерова родилась в Москве, 21 июня 1962 года. Её отцом был академический художник, профессор Олег Павлович Филатов, который возглавлял мастерскую монументальной живописи при Академии искусств и ремёсел (Строгановское). Пойдя по стопам отца, Марина посещала Французский лицей и школу декоративного искусства, изучала иконопись и миниатюру, училась в московском Колледже Искусств. Казалось, поддержка отца и природные способности гарантировали девушке успешную карьеру. Но на втором году обучения в Строгановском институте Марина выходит замуж за чешского врача Яна Тесаржика (Jan Tesarík) и вместе с ним переезжает в Прагу, где с трудом поступает в Академию Искусств и Дизайна: комиссия, принимающая решение о ее переводе, после долгих прений все-таки зачисляет к себе выпускницу «советского вуза».

Marina Richterová,1962Многие ее современники, наблюдавшие процесс становления выдающейся художницы, отмечали упорные старания студентки Тесаржиковой постичь волшебный мир искусства. В этом ей не смогли помешать ни беременность, ни плохое знание чешского языка, ни предвзятое отношение к себе многих чехов, включая родственников и преподавателей, для которых она была представительницей «русских», войска которых не так давно вторгались в Чехословакию. Жители «демократической западной Чехословакии» косились на ортодоксальный крест на ее шее, а руководство часто обсуждало ее либеральное поведение.

Марина обижалась на несправедливость такого отношения, но «русский дух» едва ощутимо присутствовал в ней и его импульсы проявлялись в первых студенческих работах. Сказывалось византийское вдохновение и первоначальное влияние ее известного отца. Об этом упоминает в своих воспоминаниях архитектор Богумил Халупничек, который 40 лет назад был ее преподавателем. В то далекое время он читал студентам лекции по сопутствующей дисциплине: «Перспектива — космическая наука».

Как-то раз, на втором курсе, она принесла мне «набросок», полностью отражающий ее русскую душу. Это был фасад полуразрушенного православного храма, исполненный в неожиданно сильной выразительной манере <…> я был глубоко взволнован и не знал, что об этом думать. Ее рисунок разительно отличался от невзрачных работ других студентов; в работе Марины присутствовала масса цветов и невероятных линейных решений, которые были чрезвычайно стеснительными и вызывающими одновременно…».

Мотивы графических работ Рихтеровой

Обиды и проблемы девушка заглушала навязчивой идеей выучиться и начать осуществление своих творческих фантазий в области графического рисунка. Ее страстное увлечение искусством сказалось на личной жизни — в 1992 году Марину оставляет муж и она остается без денег, с двумя детьми на руках. (Вторым супругом Марины позже стал актёр Иван Рихтер, который умер в 2000 году).
Очевидно, что графика известной художницы отражала ее личные жизненные переживания и страдания – большинство рисунков Рихтеровой выглядят мелодраматично и печально. Они словно проникнуты духовным дуализмом — депрессивным настроением, и в тоже время, невероятным мастерством рисунка и композиции. За гримом нарочитого гротеска, в большинстве женских образов узнается едва уловимое сходство с портретными чертами автора.

марина рихтерова-меланхолия
«Меланхолия», Марина Рихтерова.
графика Марины Рихтеровой
«Прощай, мой верный солдат», Марина Рихтерова

Marina Richterova _Marina Richter-Flowerage for masterграфика марины рихтер- король и смерть

Оказавшись в стране с богатейшим культурным наследием, творчество Рихтеровой абсорбировало в себя живописные элементы таких известнейших чешских художников, как Иозеф Навратил (1798—1865) — мастера маленьких бытовых сцен, пейзажа и натюрморта, отличающихся гармоничностью колорита. Навратил умел красками так передавать цвета, что его стиль граничил с импрессионизмом.

Айва-Йозеф Навратил
«Айва», Йозеф Навратил

Используя другие материалы, Рихтерова добивалась в своих работах почти того же эффекта.

смешанная техника-Marina Richterova
Натюрморт в смешанной технике, Марина Рихтерова

работа чешской художницы Марины Рихтеровой

В некоторых произведениях чешкой художницы можно усмотреть отдаленное влияние Альфонса Мариа Мухи (1860 -1939) — чешско-моравского живописца, одного из наиболее известных представителей стиля «ар нуво». И, возможно, великолепного чешского графика Миколаша Алеша (Mikoláš Aleš; 1852 -1913). Находясь на рубеже XIX и XX столетий, Микулаш намного опережал свое время. Он авангардно комбинировал технику масляной живописи с элементами графики, а его акварели «смазывались» от динамики, словно движущиеся объекты на цифровых фото. В некоторых графических работах Рихтеровой присутствует не меньшая экспрессия.

графика Марины Рихтеровой-

Многие известные чешские художники были мастерами иллюстрации. Рихтерова пополнила их прекрасную половину. Теперь ее имя упоминают наряду со всемирно известными художницами-иллюстраторами: классиком детской иллюстрации начала XX века — Зденкой Браунеровой (Zdenka Braunerová; 1858—1934) и книжным иллюстратором Аленой Ладовой (Alena Ladová; 1925—1992), рисунки которой часто печатались в газетах и журналах, в календарях, на пасхальных и рождественских открытках.

Иллюстрации Марины Рихтеровой

Марина Рихтерова проиллюстрировала ряд книг для детей и взрослых. Ее иллюстрации зачастую не ограничиваются содержанием и обладают независимым художественным форматом. Иллюстрации как бы передают ее впечатление от прочитанной книги. При их создании, она работает в смешанной технике — может использовать карандашный рисунок и акварель, сталкивая четкость и текучесть.
Среди них — иллюстрации к произведениям Э. Т. Гофмана «Щелкунчик» и «Черная курица» А. Погорельского, а также целый цикл иллюстраций к произведениям Шекспира «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и «Сонеты».

иллюстрация - Марина Richterová - Сонеты Уильям Шекспир

иллюстрация - Марина Richterová, Сонеты Уильям Шекспир

В жизни Марины был период, когда она восторженно увлеклась произведениями японского, китайского и корейского изобразительного искусства. Она начала изучать китайский и корейский языки, историю, обычаи, этикет и даже восточную архитектуру. Но даже под таким сильным воздействием, Рихтерова сохранила индивидуальность своих графических работ.

графика Марины Рихтеровой-

графика Марины Рихтеровой-

графика Марины Рихтеровой

Рассказ о известной чешской художнице, можно завершить выводом: Марина Рихтерова обогатила чешскую живопись своим неординарным мышлением, новой концепцией, композицией и тайной творческой фантазии. Как и в музыке, основная тема у Рихтеровой всегда сопровождается другими тонами, тем самым создавая целую симфонию. Ее работы сравнимы с либретто Верди: каждая история начинается задолго до того, как поднимается занавес, каждая часть является символической, и значение может быть понято лишь  при соединении частей головоломки. Люди любой национальности ощущают этот посыл и с удовольствием вступают в игру, предложенную художником.

графика-Marina Richterová - Таинственный танец, 2007
«Таинственный танец», Марина Рихтерова, 2007

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 − пять =

25552961
Вверх