Современный мир моды и стиля «подцепил» в интернете сленговое словечко «Look», которым молодежь обозначает в Инстаграме и Твиттере понятие «внешний вид». (Прошлое, «безхэштеговое» поколение модников использовало выражение «стильный прикид»). И вот, что удивительно, именно это безалаберное, «вирусное» словечко наиболее подходит к эпатажному стилю одежды и аксессуаров, в дизайне которых используются мотивы еды fast food.
С 80-х годов стилисты одежды пользуются термином «fast-fashion» (быстрая мода), в котором слово fast (быстро) стоит на первом месте, что создает впечатление чего-то поспешного, сделанного наспех. На самом деле, термин указывает на давний лейтмотив в истории моды — симбиоз пищевой индустрии и модельного бизнеса. Идеология экстравагантной моды заложена еще в «Манифесте сюрреализма» (1924), составленном его основателем — Андре Бретоном. Она описывается его же афоризмом: «Искусство начинается, когда швейная машинка встречается с зонтиком на операционном столе«.
Жизнь в розовом цвете
Идеи сюрреалиста Бретона полностью разделяла парижский модельер-самоучка Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli). Сотрудничая с такими художниками, как Сальвадор Дали, Жан Кокто, Альберто Джакометти и музой сюрреалистов — швейцарской художницей Мерет Оппенгейм, она заложила основы сюрреалистического направления в области «высокой моды» (Haute couture). На творчество Скиапарелли также влияло близкое знакомство с такими известными дадаистами, как Марсель Дюшан и Ман Рэй. Поэтому, в 1920-30-х годах она затмевала диковинными костюмами свою соперницу — кутюрье Коко Шанель.
Эльза шокировала публику своими коллекциями, а газеты подливали масла в огонь, печатая фотографии авангардных нарядов, вроде мрачного и пугающего «платья-скелетон«, в дизайне которого угадывался один из фетишей Дали — лобстер с клешнями. Сюрреалистическими выглядели и дамские шляпки Shoe Hat. Поклонники фрейдизма считали, что такими головными уборами с фаллическим образом каблука, феменистка Эльза как бы уравнивала эмансипированных женщин в правах с мужчинами. Позже, поп-культура выхолостила всякую идеологию, эксплуатируя ее находку для подчеркивания экстравагантности женских персонажей, как например, это сделано в фильме «Бразилия» (1985).
Среди отчаянных модниц, кто носил такие шляпки, была жена Сальвадора Дали, сама Скиапарелли и Дейзи Феллоуз. Последняя была наследницей швейного магната Исаака Мерритта Зингера и обладала потрясающим ярко-розовым бриллиантом «Голова барана», весом более 17 карат. Его эффектный цвет Эльза выбрала в качестве своего «фирменного цвета«. Ярко-розовой была упаковка линейки духов «Shocking!», которую она запустила в 1937 году, такой же была обложка книги ее мемуаров, и даже шелковый костюм, в котором ее хоронили в 1983 году.
Не отличалась по цвету и легендарная вышивка на ее модели вечернего платья, которое вошло в историю моды, как «платье-лобстер«. Отправляясь в медовый месяц с герцогом Виндзорским, его приобрела светская львица Уоллис Симпсон. В 1936 году популярной была шутка о том, что огромный розовый лобстер, посыпанный листиками петрушки, обещал такое «лакомство» для короля Великобритании, что ради него он отрекся от престола. (Кстати, любящий все радикальное, Дали всерьез предлагал Эльзе вымазать лобстера майонезом).
Скиапарелли была не только поклонницей идей сюрреализма, а еще и неплохой бизнес-вумен. Словно Леди Гага 30-х годов, она умело превращала дефиле в незабываемое шоу, чем делала пиар своему бренду. Однажды получив крупный заказ на спортивную одежду от фирмы Strauss, она открыла модное ателье под вывеской Pour le Sport и занялась созданием удобных нарядов для спорта, пляжного отдыха, верховой езды и даже полетов на планере. На много опередив время, бизнес-леди освоила скрытую рекламу (Product Placement), договариваясь с производителями о продвижении своих пластиковых застежек-молний. Изобретениями Эльзы были также купальный костюм со встроенным бюстгальтером, прозрачный плащ-накидка, вечерний жакет и раздельная юбка-кюлот, ставшая предшественницей современных шорт. (В 1931 году многократная чемпионка по теннису Лили де Альварес появилась в такой юбке на корте Уимблдона чем вызвала шок у солидной публики).
В конце 90-х по следам Скиапарелли пошел 19-летний американский дизайнер и модельер Джереми Скотт (Jeremy Scott). Он дебютировал в Париже дерзким и вызывающим по своей манере Pink Show, где модели, облаченные в розовые брюки, платья и шубы, дефилировали по подиуму под веселую музыку, в сопровождении розовых пуделей. Цвет нарядов и гротескный стиль были явным оммажем революционерке-Скиапарелли. Впрочем, теперь вещи из коллекции 1999 года считаются винтажными. Пару лет назад в одной из коллекционных шуб Скотта была замечена певица-модница Рианна.
Задор и «модное веселье» Джереми пригодилось, когда в 2013 году он стал креативным директором миланского дома моды Moschino. На его показах публике бывает сложно понять, смотрят ли они на что-то умозрительно-ироничное или на самом деле присутствуют на празднике красок и буйства фантазии. Зато его китчевые коллекции, в дизайне которых использованы культовые логотипы, сделали бренд дома моды Moschino актуальным для поколения, погруженного в Instagram. Одна из них названа Food Fight и посвящена фаст-фуду.
На афтепати Met Gala-2019 он нарядил певицу Кэти Перри (Katy Perry) и ее подругу Тейлор Свифт в костюмы «неразлучников» — гамбургера и картошки фри. (Очевидно, так он иронизировал над их примирением после 7 лет вражды из-за общего бой-френда). А поп-звезду Lizzo одел для выхода на красную ковровую дорожку Brit Awards-2020 в платье, дизайн которого отображал графику шоколада Hershey. При этом, стиль платья пышки- Lizzo одновременно напоминал и платье мультяшной певички Джессики Рэббит, и сексуальный наряд эпатажной Мэй Уэст (кинозвезды начала 20-го столетия).
На показе коллекции Moschino осень/зима — 2020 пуэрториканская топ-модель Джоан Смоллс выглядела как «девушка из торта«. Она дефилировала в многоярусном кремовом платье-торте. И хотя в интервью журналу Vogue Скотт говорил, что ставил себе задачу просто немного повеселить публику, пышное «кондитерское убранство» Смоллс намекало на фразу экстравагантной супруги французского короля Людовика XVI, ставшей символом отрешённости монархов от проблем народа: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!».
Высококалорийная мода
Очевидно, что продукты питания в эпоху интернета стали не только пищей, но и вышли на другой уровень. Изображения причудливых блюд и десертов в Instagram-блогах теперь не менее популярны, чем модные новинки одежды. Пользователи соц.сетей бросаются на любую красочную штуку, тут же ее ретвитят и делятся. Производители, рекламщики и стилисты ощущают этот тренд времени, поэтому вступают в коллаборации (союзы/сотрудничество). Пример использования узнаваемых символов McDonald в дизайне женских аксессуаров (сумочек и клатчей).
Мода и еда высочайшего качества — такой подтекст очевидно заложен в коллаборациях Домов высокой моды с производителями пищевых продуктов. Поэтому подарочные коробки для Macarons знаменитой кондитерской фирмы Ladurée разрабатывал французский дом моды Lanvin, а дизайном упаковок спагетти Pastificio Di Martino занимался итальянский дом моды Dolce & Gabbana. Для дизайна упаковок пасты Di Martino криэйторы D&G использовали изображения итальянских городов, сицилийских кукол, средиземноморской керамики. Каждая упаковка стала похожа на открытку из Италии либо на сувенир фирменной расцветки D&G, наполненный 100%-ной итальянской пастой.
Если дома высокой моды еще как-то стараются держать уровень, то производственные компании в своих коллаборациях особо с идеями не «заморачиваются». Результатом сотрудничества американских компаний Crocs и KFC стали босоножки-кроксы, поступившие в продажу летом 2020 года. Их экстравагантный «lооk» говорит сам за себя.
Пару лет назад знаменитая американская кофейня Dunkin’ Donuts воплотила в жизнь свой слоган «Америка держится на Dunkin’». В преддверии ежегодного Бостонского марафона, империя пончиков месте с брендом спортивной обуви Saucony запустила линию кроссовок с легко узнаваемым дизайном — цветной присыпкой пончиков Dunkin’. (Думаем, вряд ли было запланировано то, что в тесной связи между жирными пончиками и бегом усматривается определенная ирония).