Поздравительные торты с сюрпризом в виде красотки-стриптизерши, прячущейся внутри него, получили особую популярность в середине прошлого столетия. Произошло это в первую очередь, благодаря комедиям и мюзиклам раннего кинематографа. На сегодня это застольное развлечение вышло из моды, культовый медиа-образ позабылся. А вместе с ним и некоторые удивительные факты его мрачного прошлого.
Возможно, не все в курсе, что веселая «девушка из торта» образца 50-х годов, скрывает у себя «в шкафу» много скелетов: под крышкой этого праздничного торта таится не одно драматическое событие. Если же кому-то кажется, что определение «мрачный» больше подходит к периоду Средневековья – то он не ошибается. Ведь история тортов с сюрпризом в виде живой «начинки» берет свое начало именно там.
Стародавние торты с сюрпризом
Мясное фаршированное блюдо, с сюрпризом в виде мелких птиц, было одним из первых в мире застольных развлечений. Его описание встречается у древнеримского писателя Петрония Арбитра. Это блюдо можно считать генезисом всех будущих тортов-сюрпризов.
Развитием идеи стал средневековый торт-сюрприз, изготовленный по типу «матрешки». Его конструкция описана в кулинарной книге 1474 года. С виду, изготовление выглядело не сложно. Внутрь большого торта вставлялся торт меньшего размера, а в пустое пространство, которое оставалось вокруг него, непосредственно перед подачей к столу помещали мелких птиц. Но не стоит забывать, что торт изготавливался кондитерами не только для развлечения за столом, но и в качестве еды. Поэтому, торт-сюрприз был полностью съедобным, и после «птичьего шоу», подавался оживленным гостям в качестве порционных кусков десерта. (В настоящее время конструкция тортов-сюрпризов, как правило, изготавливается из гофрированного картона, покрытого взбитыми сливками и глазурью, чтобы он выглядел как настоящий).
Торт с сюрпризом от «черной королевы»
В антологию тортов с начинкой из мелких животных попал экзотический торт со свадебной вечеринки знаменитого семейства Медичи. Очевидно, «черная королева» Екатерина Медичи, чье имя связано с мрачными событиями Варфоломеевской ночи, имела склонность к «черному юмору» – праздничный торт оказался начинен живыми голубями и лягушками.
Автор кулинарной книги 1660 года, британец Роберт Мэй, так описывал ситуацию с «тортом Медичи»:
Схожие пироги встречаются в бродвейской постановке начала 70-х, где известный британский комик Питер Кук исполнил роль владельца ресторана «Лягушка и персик». Здесь гостям подавали фирменные блюда — тошнотворные пироги, с запеченными в них фруктами и лягушками.
Шекспировские пироги с мертвецами
Одним из этапов на мрачном пути к кондитерским тортам-сюрпризам образца 50-х годов, можно считать средневековые мясные пироги со зловещим названием ‘coffyn’ — «гроб». Оно было следствием процесса их приготовления: нарочито длительное запекание делало тесто очень жестким и прочным, поэтому внешняя часть пирога была мало пригодной для еды и служила скорее в качестве контейнера для хранения мясной начинки.
Не думаем, что их мрачное название навело Уильяма Шекспира на мысль запечь в пироге парочку персонажей своей ранней трагедии «Тит Андроник». Ведь, слово ‘coffyn’ в то время означало безобидную корзину или коробку. Но! Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, отрубленные руки и язык — таков был инвентарь ужасов, наполнявших эту средневековую трагедию. А в придачу еще и пироги с мертвецами: по сюжету Тит убивает двух мужчин, напавших на его дочь, запекает их в пироге и подает матери одной из своих жертв. Бррр…
Живая «начинка» для пирогов встречается в другой шекспировской пьесе «Двенадцатая ночь» (ок. 1602). В ней упоминается детская песенка, где поется о пироге с дроздами: “Four and twenty blackbirds baked in a pie”. Позже она появилась в антологии английских детских стихов, изданной около 1744 года. Правда, в течении столетних вариаций, «начинкой» пирога оказались 24 непослушных мальчика.
Sing a Song of Sixpence,
A bag full of Rye,
Baked in a Pye
Four and twenty Naughty Boys…
Реальным воплощением «запеченных в пироге» песенных мальчиков стали карлики. Из-за своего малого роста, они более всего подходили на роль «начинки — сюрприза» для праздничных тортов. Одним из них был придворный карлик Джеффри Хадсон. Однажды, нарядившись в костюм рыцаря, Джеффри спрятался в торте полуметровой высоты, который был преподнесен в качестве подарка королю Англии Чарльзу I и королеве Генриетте Марии.
Кстати, Хадсона не случайно прозвали «лорд Минимус». Он был не придворным шутом, как можно подумать, а фаворитом королевы и человеком отчаянным, с удивительной и драматической биографией, о которой можно написать приключенческий роман.
Первая девушка внутри торта
Криминальное прошлое — еще один сюрприз развлекательного торта. Так или иначе, это связано с первой девушкой, спрятанной внутри него. («Шер ше ля фам», как говорится). Случилось это на вечеринке, где среди гостей присутствовали знаменитый изобретатель Никола Тесла, американский иллюстратор Чарльз Дана Гибсон, а также завсегдатай модных салонов и ресторанов, светский лев и покровитель молоденьких хористок — нью-йоркский архитектор Стэнфорд Уайт. (К числу наиболее известных его творений относятся — комплекс «Мэдисон Сквер Гарден», здание ювелирной фирмы «Тиффани», Арка Вашингтона, некоторые дворцы и особняки для представителей династии Вандербильт).
Идея использовать в качестве «киндер-сюрприза» юную натурщицу, принадлежала именно Уайту. Он соблазнил девушку оплатой, в тысячу раз превышавшей обычную ставку модели в художественных студиях. (Кстати, кроме юной натурщицы, одетой в полупрозрачную накидку, внутри торта пряталась дюжина певчих канареек, которые выпорхнули наружу, как только разрезали торт).
В последствие, этот «мальчишник знаменитостей» долго ассоциировался не только с «изобретением» нового застольного развлечения, но и с убийством самого «изобретателя». (25 июня 1906 года, тремя выстрелами в упор он был застрелен молодым неуравновешенным наследником-миллионером по имени Гарри Кендал Тоу). Убийство стало финалом длительного соперничества обоих мужчин за благосклонность их «роковой пассии» — юной Эвелин Несбит. (Выдающаяся личность, которая начала карьеру с танцовщицы кабаре, а в итоге стала символом своей эпохи, получившей историческое прозвище «Американская Ева»).
Не станем утруждать вас запутанными перипетиями и шокирующими деталями драмы. (Желающие ознакомиться с ними, могут прочесть роман «Чтиво» или «Регтайм»). Но свидетелем на «процессе века» оказалась подруга Эвелин – молоденькая натурщица по имени Сьюзи Джонсон. Она то и была той девушкой, которую Уайт уговорил залезть в торт, чтобы устроить сюрприз юбиляру-приятелю.
Сьюзи осталась в истории, как первая в мире девушка «появившаяся из торта». Не случайно нью-йоркский художник, запечатлевший этот момент, придал изображению сходство со знаменитой картиной Боттичелли «Рождение Венеры».
Первое появление торта-сюрприза в кино
Как это часто случается, скандальная слава лишь придала торту с сюрпризом дополнительную популярность. Поэтому, его с радостью «приютил» Голливуд. Он всячески разукрасил и эксплуатировал образ «девушки из торта» в комедиях и мюзиклах. К примеру, авторы знаменитого мюзикла «Поющие под дождем» использовали в нем, как комические сцены метания торта в лицо, так и сцену, где популярная американская актриса и певица Дебби Рейнольдс по сюжету выскакивает из поздравительного торта. (Гиф-картинка в «шапке» статьи)
Но наша статья посвящена «темной стороне» развлекательного торта с сюрпризом. Поэтому, более подходящим примером будет торт, который за праздничным антуражем в подоплеке скрывал насилие и смерть. Впервые он появился на экранах кинотеатров фашистской Германии, в фантастическом фильме «Мюнхгаузен», снятом немецким кинорежиссером Йозефом фон Баки, в марте 1943 года.
Фильм представлял собой вершину пропагандистского стиля Volksfilm и был предназначен для развлечения немецкого населения, уставшего от войны. (Фильм вышел на экраны как раз после разгрома под Сталинградом армии фельдмаршала Паулюса).
Грандиозная картина, под которую германским правительством был выделен колоссальный бюджет (более 10 млн. рейхсмарок), позаимствовала голливудский размах крупнобюджетных костюмированных постановок. Для съемки сцен в Венеции был «арендован» Большой канал и сотня празднично украшенных гондол с гондольерами, а обед во дворце императрицы Екатерины II реально напоминал древнеримские пиры, описанные Петронием в «Сатириконе». Для сервировки столов были использованы музейные экспонаты – посуда из настоящего золота, серебра, а также мейсенского фарфора. Именно на этом грандиозном банкете гостям подают большой торт, под куполом которого в качестве сюрприза прятался карлик, игравший на миниатюрном пианино.
Сцена из полнометражной фантастической картины «Мюнхгаузен»
Подарочный торт с «двойным дном»
Комедии 50-х, изображавшие празднования шумных именин и «мальчишников», сделали торт-сюрприз чуть ли не своим обязательным атрибутом. Что послужило поводом для многих пародий. При этом, некоторые сценаристы не забывали намекнуть на криминальное прошлое торта-сюрприза. Обыгрывая образ «девушки из торта», они часто связывали его со смертью. Припоминаете знаменитую сцену из комедии 1959 года «Некоторые любят погорячее» (Some Like It Hot), когда из большого праздничного торта, вместо прелестной девушки внезапно появляется гангстер с автоматом и расстреливает банду конкурентов, собравшихся за праздничным столом?
Вариант сцены с убийством «девушки из торта» встречается и в «черной» комедии «Семейные ценности Аддамсов». Недоразвитый дворецкий Лурч (Карел Струйкен) рано спрятал стриптизершу внутри торта, поэтому ее попросту испекли в нем.
Эту же тематику использовали и создатели ранних комиксов. В одной из первых частей многолетней франшизы «Бэтмен», сюрпризом в праздничном торте был убийца, а в комиксе «Секретная шестерка», (изданом DC Comics), члены супер-команды наряжают стриптизершу Лиану в костюм мертвеца, чтобы она в таком виде выскочила из подарочного торта и станцевала на дне рождения их подруги. Похоже, так авторы пародировали шекспировских мертвецов в пироге.
Реминисценцией «пирогов-гробов» кажется и сценка из комикса «Счастливчик Люк», в которой танцовщице приходится так долго пробивать прочные стенки торта, внутри которого она пряталась, что за время пока она выбралась, вечеринка в салуне завершилась…
(Обложка комикса, на которой Люк выскакивает из торта, удивив банду братьев Аверелл).
Можно привести еще десятки подобных аргументов, хотя думаем, и этой «доказательной базы» достаточно, чтобы справедливо «обвинить» праздничный торт-сюрприз в сокрытии криминального прошлого. Теперь дело за судом присяжных читателей))
*****