Ежедневник страстной недели: библейские сюжеты и традиции

28 апреля 2021 года у православных христиан началась последняя седмица Великого поста. Ее еще называют Великая неделя. Она предшествует одному из главнейших церковных праздников – Светлому Христову Воскресению. Все дни страстной недели православные христиане посвящают последним приготовлениям к Пасхе. Каждому из дней страстной седми́цы присущи свои суровые правила и традиции, перекликающиеся с библейскими сюжетами.

Понедельник 26 апреля. Библейский сюжет о Иосифе Прекрасном.

Картина Якопо Понтормо. Иосифа продают Потифару. 1515-18 гг.
Картина итальянского живописца Якопо Понтормо. «Иосифа продают Потифару», 1515-18 гг.

В первый день страстной недели на церковных службах обычно вспоминают библейский сюжет о любимом сыне патриарха Иакова, которого за красоту и ум прозвали Иосиф Прекрасный.  Завистливые братья продали Иосифа в рабство за 20 сребреников, но из раба он вознесся до правителя Египта. Описание истории ветхозаветного прообраза Христа занимает 14 глав Бытия (с 37 по 50) и так насыщено событиями, что сказание можно назвать восточной сказкой или первым в мире приключенческим романом. Тем не менее, немецкий поэт, драматург и философ Иоганн Вольфганг фон Гёте считал библейскую притчу незаслуженно краткой. Пребывая под огромным впечатлением, он признавался: «Появляется искушение изложить ее подробнее, дорисовав детали».

Спустя 100 с лишним лет, замыслы Гете осуществил немецкий писатель Томас Манн. Он создал монументальный роман «Иосиф и его братья«. Это выдающееся произведение 20 столетия было написано в роковые для Германии годы (с 1933 по 1943), когда казалось, что цивилизация падет под напором хаоса. Легенда об Иосифе подарила писателю надежду на спасение: в романе он рассказал о зарождении морали на заре истории человечества, и о том, что в основе мироздания лежит созидательное начало. (Многие современные читатели воспринимают библейское сказание об Иосифе Прекрасном сквозь призму великого романа).

Полотно неизвестного фламандского мастера. Иосиф и жена Потифара. Ок.1500 г.Иосиф — один из самых привлекательных персонажей Ветхого Завета. Он поистине отмечен божественной милостью: «красив станом и лицом«, он необычайно обаятелен и «успешен в делах«. Как толкователь снов он прозревает будущее, а как рачительный хозяин спасает от голода целые народы. Ему не чуждо милосердие: искренне простил он своих братьев, причинивших ему зло. Но главное — Иосиф человек высоконравственный, богобоязненный. Даже в исламе он один из почитаемых пророков. (В Коране Иосиф значится под именем Юсуф).

Библейский сюжет о Иосифе Прекрасном прельщал многих мастеров Средневековья и раннего Ренессанса. В живописи его жизнь отображали такие знаменитые художники как Якопо Тинторетто, Диего Веласкес, Рембрандт Харменс ван Рейн, Петер Корнелиус и другие известные живописцы. Эту библейскую притчу не обошли вниманием и в наше время. О легендарном «Царе сновидений» было снято несколько фильмов и телесериалов, сюжет использован в постановке русского балета Дягелива, а композитор Ллойд Уэббер, прославившийся как автор рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», в 1968 году написал музыку для бродвейского мюзикла «Иосиф и его удивительный, разноцветный плащ снов».

***

Миропомазание (1640-1649), художник Николя Пуссен.
Миропомазание (1640-1649), картина одного из основоположников живописи классицизма, французского художника Николы Пуссена.

По Великим понедельникам также служится молебен, дающий начало церковному мироварению. Миро — это смесь 50 веществ на основе оливкового масла, трав и смол. Готовится миро только раз в году — с понедельника по среду Страстной недели, а в четверг освящается. Оно считается святыней, хранится в алтаре и используется в таинстве Миропомазания.

Пост с Великого понедельника становится более строгим: позволяется есть только сырые овощи и фрукты, хлеб, мед и орехи. При чем, делать это рекомендуется только раз в сутки – вечером.

Вторник: притчи про обличение Иисусом фарисеев, о Страшном суде и десяти девах.

По закону Моисея (Числ. 18, 20–24; Втор. 14, 22–29), евреи обязаны были отдавать на содержание левитов и на жертвы десятую часть хлеба, вина, масел и всяких семян, что приходит с поля. Это могло происходить в виде угощений бедных и малоимущих. В Великий вторник в церквях вспоминают обличение Иисусом фарисеев, которых Он обвинил в лицемерии: фарисеи весьма строго соблюдавшие внешнюю чистоту, вовсе не замечали, что «сердца их исполнены хищения и лукавства».

«Отчего же вы, заботясь о том, чтобы тело было чисто, чтобы руки были вымыты, вовсе не заботитесь о чистоте души? Вы думаете, что спасаетесь внешней чистотой и точным соблюдением всех обрядов и преданий старцев; нет, не спасение вас ждет, а горе! Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, но не радеете о Суде и милости Божьей».

иллюстрация к библейской притче о десяти девахО Страшном суде говорит и притча «о 10 мудрых и юродивых девах», приведенная в Евангелии от Матфея (Мф. 25:1–13). Она повествует о том, как в ожидании жениха девы уснули, и зажженные ими светильники начали гаснуть. Но пять мудрых дев хранили елей в своих сосудах, а неразумные были вынуждены пойти «на торжище» за маслом для своих погасших светильников. Когда же они вернулись, то увидели двери свадебного чертога затворенными. В ответ на призывы отворить им врата, услышали ответ Господа: истинно говорю вам — не знаю вас.

Пояснение к притче: духовный смысл евангельской притчи о десяти девах в том, что оправданием человека на Страшном Суде, послужит только его земная жизнь по заветам Христа. Все же «формальные» христиане -«фарисеи» готовят себе участь отверженных. Сон дев истолковывается как физическая смерть человека, а приход жениха символизирует второе пришествие Иисуса. Светильниками называют души человеческие, которым нужен елей, т.е. милостыня. Желание неразумных дев купить елей означает то, что они в душе своей обратились к бедным и стали размышлять о том, какое доброе дело — милостыня, и как они по своему безумию грешили против этой добродетели». Но то, что вернувшись они увидели запертую дверь, означает, что после смерти уже нет времени для покаяния.

Оба библейских сюжета перекликаются с евангельской притчей о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы (инжира), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

«Меню» второго дня страстной седмицы, как и в предыдущий день — сырые фрукты и овощи, мед, орехи и хлеб. Их также желательно кушать только вечером. Но уже можно потихоньку продумывать праздничный стол и подбирать рушник (празднично расшитое полотенце), с которым идти на Пасхальную службу.

Среда: двойное грехопадение Иуды Искариота

В Великую среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Учителя, совершенном одним из апостолов, Иудой Искариотским.

Иуда тайком покидает Тайную вечерю

Иуда примкнул к последователям Христа, решив, что Мессия желает стать иудейским земным царем; что Он освободит евреев от римского владычества и они станут господствовать над всеми народами. Иуда стремился быть поближе к Христу, чтобы и ему достался кусочек благоденствия. Но в процессе общения, он понял, что у Спасителя противоположные планы. И Царство Его не от мира сего. Тогда он предал Христа, переметнувшись в лагерь более властных (как ему показалось) первосвященников, заработав на этом 30 сребреников (по тем временам – деньги довольно большие). Иуда хотел обеспечить себе безбедную старость. Но измена Богу стала разрушать его душу, принося страшные муки. Земной комфорт в уютной усадьбе, купленной за деньги от предательства, обернулся тягчайшим душевным адом. Замученный совестью Иуда вешается, чем совершает еще один тягчайший грех.

"Раскаяние апостола Петра", Джованни ЛанфранкоОбратим внимание, что апостол Петр тоже клялся Богу, что в годину испытаний не отречется от Него, но когда взятый под стражу Христос был приведён к первосвященнику, Петра опознала служанка и сказала: «И ты был с Иисусом Назарянином». Тогда Пётр отрёкся и сказал, что не знает Его, и так – трижды. (Все случилось в точности как предрекал Учитель, прощаясь с апостолами на Тайной вечере). Только в отличие от не пожелавшего покаяться Иуды, он всю остальную жизнь смиренно вымаливал прощение. Даже когда Спаситель восстановил его в апостольском достоинстве, глаза Петра вечно были красны от  слез провины.

В среду, как и в предыдущие дни страстной недели кушают сырые овощи и фрукты, хлеб, а также холодную сырую пищу без масла. В этот день подготавливали пасхальные яйца и все необходимое для их окрашивания. (Согласно поверью, яйца, купленные в этот день, долго не испортятся и идеально окрасятся).

«Чистый» четверг

Четверг страстной недели в народе  называют «Чистым четвергом». Люди до сих пор верят, что вода в этот день обладает целебными свойствами, поэтому особое внимание уделяют купанию, якобы оно вместе с молитвой помогает сберечь здоровье на целый год.
В «чистый четверг» в церкви вспоминают четыре события: Тайную вечерю, омовение ног ученикам, совершенное Христом, и молитву Христа в Гефсиманском саду.


(Свечу, зажженную в храме при молитве в этот день, по традиции старались сохранить. Якобы она поможет защитить дом от пожаров на протяжении года). Также считается, что в этот день души праведников возвращаются на землю, чтобы справить «Мертвецкую Пасху». Поэтому ночью могут привидится умершие.

В четверг принято причащаться, класть на стол хлеб и освященную соль. Кушать разрешается горячую растительную пищу с растительным маслом два раза в день. Кроме того, в чистый четверг начинают красить яйца и печь пасхальные куличи — паски. (Перед приготовлением требуется обязательно помолиться, чтобы очистить душу и пространство вокруг).

Страстная пятница

Общепринятое народное название пятого дня страстной седьмицы —  Страстная пятница. Самый скорбный день для православных. Во время богослужения в этот день вспоминают суд, распятие и крестную смерть Иисуса Христа, который принес Себя в жертву за грехи человечества. На утрене обычно зачитываются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, а на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».

Чтобы верующие более прониклись страданиями Христа, в Великую пятницу принято не вкушать вообще никакой пищи. Также нельзя ничего делать по дому, как и любые другие мирские вещи, которые могут отвлечь человека от траура. В народе говорили «тот, кто смеется в пятницу, проплачет целый год«.

Суббота: подготовка к празднованию Пасхи

"Снятие с креста". Картина Василия Григорьевича Перова

В Великую субботу в церкви вспоминают о погребении Иисуса Христа и его победе над смертью. (В этот день в Иерусалиме сходит благодатный огонь). На картине Василия Григоьевича  Перова, рядом с Христом изображены фигуры двух женщин и мужчины. Женщина обращающаяся к Христу, могла олицетворять Деву Марию а коленопреклоненный мужчина — образ Иосифа Аримафейского, который был знатным членом синедриона (высшего суда в Иудее) и тайным учеником Христа. Согласно Евангелиям, именно он снял тело Спасителя с креста, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале. На тему этого библейского сюжета живописцы создали сотни картин. Некоторые примеры можно посмотреть в нижеприведенной галерее:

В этот день позволяется есть горячую растительную пищу, но без масла и только один раз. Он также является самым хлопотным днем для хозяек — все готовятся к пасхальному застолью, пекут куличи и красят пасхальные яйца. Считалось, что испеченный в этот день хлеб не плесневеет и исцеляет от болезней, а золу из печи, в которой готовилась паска, было принято хранить, как оберег.

Вечером проходит Святая литургия, после которой объявляют благую весть о Воскресении Христовом и освящают пасхальную корзину.

Воскресенье. Праздник Пасхи.

Открытка Спраздником Пасхи

По окончании Великого поста, когда душа и тело готовы принять радость Спасения, приходит Великое воскресенье — День Пасхи. В этот день снимаются все ограничения. И не только в еде. Людям вновь дозволяется веселье – песни, пляски, проведение свадеб и венчания. Святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом, куличами, разукрашенными пасхальными яйцами и колокольным звоном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × два =

25552961
Вверх