Московский художник Владимир Любаров впервые получил «признание» в 1962 году, когда работал маляром на одной столичной автобазе. Нарисовав плакат в человеческий рост: «На территории автобазы не курить!», он привел ее директора в восторг: « наконец-то у нас появился настоящий художник…». Вряд ли он имел понятие, что Любаров до этого учился шесть лет в художественной школе при институте им. Сурикова, изучая теорию художественного искусства.
Еще 6 лет Владимир Любаров обучался в Московском полиграфическом институте на факультете художественного оформления печатной продукции. Свою тягу к самобытности он смог воплощать именно в такой, малодоступной для советской цензуры нише, как книжные иллюстрации. За свою деятельность иллюстратором он оформил более ста книг, в том числе издания таких литературных классиков, как Гофман, Вольтер, Жюль Верн, Эдгар По, Николай Гоголь и пр.
Смелость идей Любаров проявлял на каждом месте, где бы он ни оказывался. Даже работая в журнале «Химия и жизнь», он ввел непривычно-изысканный дизайн оформления журнала и приглашал к сотрудничеству разных самобытных художников. А в 1988 году, совместно с писателем А. Стругацким, создал первое в России частное издательство.
Позже он резко меняет образ жизни, переезжает жить в деревню, где увлекается станковой графикой и живописью. С 1993-го по 2012 год создает несколько циклов работ, в которых соседствуют фольклор и современность, ирония и гротеск, фантастика и реальность. Только с виду незамысловатая манера написания картин скрывает неуловимые оттенки и чувства. Каждая его работа похожа на маленькую историю, ироничную и лирическую. А в художественной эстетике отдаленно просматриваются стили таких классиков живописи, как Шагал, Магрит, Пиросмани. (Схожим авторским стилем обладают художники Анжела Джерих или Валентин Губарев).
Серия работ Любарова под названием «Едоки», хоть и радует глаз съестными натюрмортами, но не выделяет «гастрономическую реальность» саму по себе. Она является лишь поводом к тому, чтобы продемонстрировать жизнь своих персонажей, их характеры и чувства. Художник как бы наблюдает за едоками. И у каждого едока на столе (на стуле, на газетке, на травке) разложена его личная история. По еде и напиткам легко читаются их судьбы.
Можно предположить, что «Едоки» – ироничный ответ художника на модную сегодня тему еды, засилие телевизионных кулинарных шоу и множества поваренных книг. (Кстати, в 2011 году Любаров издал книгу своих собственных рассказов, естественно с авторским оформлением).
Повседневность Владимир Любаров трактует как чудесное явление жизни, которое в каждую секунду открывается в самых неожиданных и простых вещах. Печальные русалки, огромные кошки, мужчины с одинаковыми лицами, дородные женщины, летающие евреи, арбузы, натюрморты с бутылками водки и хлебными буханками, и прочие всевозможные пейзажи и ситуации, которые он разглядел в реально существующей деревеньке Перемилово, где художник уже живет более 20-ти лет. Работы художника настолько живописны и глубинны, что по мотивам картин Любарова был даже поставлен фентези-спектакль, который полгода шел в Санкт-Петербурге, полгода в Ярославле.
Света приготовила закуску на зиму
свекровь учит невестку готовить
сливовый мусс с крыжовником, смородиной, вишней
мцыри
вокзальный ресторан
рыбный день
хлеба
Искусство Владимира Любарова несомненно принадлежит к ярким, неподражаемым явлениям современной отечественной художественной культуры. Его творчество завораживает зрителей своей кажущейся непосредственностью, лубочностью, красочно отображенным «народным фольклором» и «сермяжной правдой». Оно ассоциируется с творчеством В. Шукшина, В. Высоцкого или М. Зощенко. Поэтому у автора уже появились апологеты в реальной жизни. Вот как это неожиданно проявляется:
Серии работ не связанных с темой еды, можете посмотреть самостоятельно на авторском сайте Владимира Любарова, откуда были взяты материалы для данной статьи — https://www.lubarov.ru/
Так же обратите внимание на 3-х минутную анимацию, которую создали необычные почитатели таланта Владимира Любарова. «Необычные» потому, что авторами мультфильма «Препарасьон», великолепно стилизованного под любаровский стиль картин, является группа заключенных Пермской женской колонии.